Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее средствами исцеления общество, где все-таки личное начало доминирует над коллективным.

Содержание

Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

 Помимо  этого к семьям, нуждающимся в  особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных  переселенцев. Проведение контртеррористической  операции в Чечне в 1999-2000 гг. значительно  увеличило количество таких семей.

 Еще одна категория семей, нуждающихся  в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн  беспризорных детей заняты попрошайничеством  и нищенствованием.

2.2 Сущность социальных  проблем современных  семей

 Нестабильность  семейной жизни появляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных  современных методов контроля над  рождаемостью зачастую прибегают к  нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным  для здоровья женщины. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей - сегодня  родители почти каждого пятого ребенка  в нашей стране не состоят в  зарегистрированном браке. Это можно  объяснить ослаблением моральных  норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно  рассматривать как индикатор  распространения фактических брачных  отношений.

 Еще один признак нестабильности семейного  образа жизни - убеждение, что одиночество  является привлекательным и комфортабельным  стилем жизни. В настоящее время  появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительное количество людей, которые находят  удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок  для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут  тратить на собственное развлечение  большие суммы денег, чем люди, имеющие семью.

 Причиной  возникновения СПр в неполных семьях является в первую очередь  малообеспеченность, поскольку в  семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет  вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением  обязанностей по уходу за детьми.

 Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные  распадом производственно - реабилитационной системы, основанной прежде на труде  инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей  жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и  организационные трудности.

 Семейная  жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под  влиянием психотравмирующих условий  существования на наиболее слабых и  беззащитных. Она объясняется также  традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании  своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного  снятия отрицательных эмоций.

3. Социальная работа  с неблагополучными  семьями

3.1 Социальная защита  семьи

 Определяющее  значение в обеспечении жизнедеятельности  семей имеет государственная  экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость  населения в сферах общественного  труда, благосостояние и доходы семей.

 К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

 1) денежные  выплаты семье на детей и  в связи с рождением, содержанием  и воспитанием детей (пособия  и пенсии);

 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные,  медицинские и другие льготы  семьям с детьми, родителям и  детям;

 3) бесплатные  выдачи семье и детям (детское  питание, лекарства, одежда и  обувь, питание беременным женщинам  и др.);

 4) социальное  обслуживание семей (оказание  конкретной психологической, юридической,  педагогической помощи, консультирование  и т.д.).

 В России все больше людей нуждаются в  помощи государства. Старение населения  также увеличивает число получателей  пенсий. Тяжелыми демографическими и  социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

 В связи  с этим основными задачами СЗ являются:

 1) реализация  установленных законом социальных  прав и минимальных социальных  гарантий гражданам, прежде всего  в области пенсионного обеспечения,  социального обслуживания, материальной  поддержки семей с детьми и  др.;

 2) адаптация  системы СЗ к изменяющимся  социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений  социального обслуживания, расширение  перечня предоставляемых населению  социальных услуг, поддержку негосударственных  форм социальной помощи, подготовку  кадров социальных работников;

 3) совершенствование  организации СЗ на основе формирования  законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к  различным категориям населения  истинам семей, адресной социальной  помощи, непосредственно связанной  с конкретными потребностями  получателя;

 4) широкое  использование активных форм  социальной поддержки населения  (социальная и психологическая  реабилитация и адаптация населения,  содействие самореализации и  самообеспечению, профессиональной  ориентации и т.д.);

 Основными принципами СР с семьей являются:

 приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого  достоинства;

 уважение  прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны  социальных служб;

 соблюдение  конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при  условии отсутствия риска насилия  над детьми;

 обоснованное  использование власти и контроля;

 учет  неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

 Большое значение в социальной защите семьи  имеет совершенствование соответствующей  нормативно-правовой базы. Разработаны  и приняты следующие законы: "О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке  назначения и выплаты ежемесячных  компенсаций женщинам, имеющим детей  в возрасте до трех лет, уволенным  в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций", "О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров", "О компенсационных  выплатах семьям с детьми, обучающимся  и другим категориям лиц", "О  государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и др.

 Для решения конкретных задач СЗ семьи  шире стал применяться программно-целевой  метод. В частности, разработана  и принята к выполнению федеральная  программа "Дети России", в которую  входят шесть целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Развитие индустрии  детского питания", "Планирование семьи".

 Вместе  с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в  действие новые государственные  стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.

 В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника  как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании  социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать  клиента (семью) на самопомощь, а также  осуществлять первичную психологическую  поддержку клиента. Для этого  ему необходимы знания психологических  особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических  возможностей по устранению возникающих  у них проблем, умение оценить  уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье  преодолевать трудности, привлекая  средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

3.2 Социальные службы  семьи

 Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие  комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации  Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального  развития сформировано специальное  подразделение - Департамент проблем  семьи, женщин и детей. Эти структуры  координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

 Служба  семьи - один из механизмов регулирования  брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное  выполнение семьей ее разнообразных  функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

 На  начало 1998 г. действовало 115 центров  социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без  попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют  комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена  работа с семьей и детьми.

 Наиболее  целенаправленно сеть учреждений социального  обслуживания семьи и детей развивается  в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской  областях, Красноярском и Краснодарском  краях, в ряде других территорий.

 В Республике Тыва действует 15 центров социальной помощи семье и детям, из них 2 центра социальной реабилитации дезадаптированных  детей и подростков в городах  Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая  служба "Телефон доверия". Для  обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями  в низовом звене в виде отделов  и секторов.

 В Юго-Восточном  административном округе (ЮВАО) г. Москвы из фонда правительства Москвы ежемесячно осуществляются выплаты многодетным  семьям (на детей до 3 лет и имеющим 3 и более детей), студенческим семьям.

 Основные  направления реализации семейной политики в Краснодарском крае включают в  себя создание системы социальной и  психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение  материальных условий жизнедеятельности  семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и  социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные  меры включают следующие мероприятия:

 принятие  специальных законодательных и  иных правовых актов края, решений  местных органов власти и управления;

 внесение  в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее  законодательство Российской Федерации  и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

 разработку  и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера  по отдельным направлениям семейной политики;

 формирование  системы территориальных органов  социальной защиты, а также специальных  служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической  и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями