Социальная работа с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

Распад СССР и переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВАI. МОЛОДЕЖЬКАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА……………………………………………………………………..…….51.1. Демографическая характеристика молодежи………………………………5

1.2. Основные социальные проблемы молодежи…………………………….....7

ГЛАВА II. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ В РФ………………………………………………………………………………15

2.1.Государственная молодежная политика как один из определяющих элементов социальной работы с молодежью…………………………………..15

2.2. Система учреждений и органов по делам молодежи и их деятельность..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 69.10 Кб (Скачать)

В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ.  
В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.  Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.  Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.  
В соответствии с выделенными приоритетами и принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой. [14, c 127]

 

 

 

2.2. Система учреждений органов по делам молодежи и их деятельность

 

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг  и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек. 

Социальные службы могут  быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи" относятся: 

  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи; 
  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
  • муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления. 

В соответствии с Примерным  положением "Об учреждении органов  по делам молодежи", разработанным  в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодеживходят: 

  • учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации); 
  • муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи). [15, c 142]

Учреждения создаются  в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой  работы с подростками и молодежью  по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи. 

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал. 

К учреждениям органов  по делам молодежи можно отнести: 

- комплексный центр социального обслуживания молодежи; 

- центр социально – психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи; 

- социальный центр молодежи; 

- центр социальной поддержки молодежи; 

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону; 

- молодежный центр планирования семьи; 

- центр правовой помощи молодежи; 

- центр информации для молодежи; 

- подростково – молодежный клуб; 

-  социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи; 

- центр профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи. [15, c 224]

«Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 "Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации", является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни». [15, c 199] 
Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. 

Непосредственно реализацией  данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно: 

1)  выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж; 

2) устанавливает причины  возникающих у воспитанников  трудностей, в том числе по  месту жительства, работы и учебы,  а также определяет характер  и объем необходимой им социальной помощи; 

3)  осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию; 

4)  ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников  детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся  без их попечения, несовершеннолетних  матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи; 

6)  содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы; 

7)  дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты; 

8)  помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; 

9)  содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.). [1, c103] 
Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство. 

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

  • информационно-консультативная помощь;
  • коррекционно-педагогическая работа;
  • медико-психологическое консультирование;
  • медицинская реабилитация;
  • наркологическая помощь;
  • семейный досуг;
  • предоставление информации о рынке труда.

Здесь проводятся социологические  исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону. [1, c 234]

Адаптации молодежи к современным  условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются:

  • трудоустройство;
  • профориентация;
  • внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.);
  • педагогическая коррекция.

 Одним из приоритетных  направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде. [1, c. 111] 
Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения:

  • информационное, методическое;
  • рекламно-пропагандистское;
  • аналитико-прогностическое;
  • социально-терапевтическое;
  • медико-социальное, социально-педагогическое;
  • социально-реабилитационное;
  • социально-профилактическое.

Социально-терапевтическое  направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи). 

Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью. 

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.  Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. 

Консультирование позволяет  осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или  одного человека. [1, c.118 - 120] 
Итак, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки.  
 В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного молодого человека. 

Информация о работе Социальная работа с молодежью