Социальная работа с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

Распад СССР и переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВАI. МОЛОДЕЖЬКАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА……………………………………………………………………..…….51.1. Демографическая характеристика молодежи………………………………5

1.2. Основные социальные проблемы молодежи…………………………….....7

ГЛАВА II. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ В РФ………………………………………………………………………………15

2.1.Государственная молодежная политика как один из определяющих элементов социальной работы с молодежью…………………………………..15

2.2. Система учреждений и органов по делам молодежи и их деятельность..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 69.10 Кб (Скачать)

Существует проблема организованнойпреступности подростков. У нас в стране существует немало группировок негативной направленности, в которые входят несовершеннолетние.

Немалую долю всех преступлений совершают девочки. Уже давно большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления.Самое страшное в том, что побывав однажды в женской колонии в нормальную жизнь возвращаются единицы.

В числе молодежи повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние, однако только за первое полугодие 2008 года подростковая преступность снизилась на 25,1. Правда, речь идёт о поколении демографического провала 1990-х, которое вообще не слишком-то многочисленно. Посмотрим, как отреагирует на эту же молодёжную политику поколение "нулевых". Благо ждать осталось совсем немного - лет пять-шесть, не больше.

Можно сколько угодно перечислять  причины и следствия всех негативных факторов. Но вина за все это лежит  не только на семьях, из которых сбегают  эти дети, но и на всех нас. Самое  страшное - это человеческое равнодушие. Именно такими мы и являемся.[19, c 72]

б ) Молодежь и брак

Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый  для создания семьи, и порождающий  взаимные права и обязанности  супругов. Главное условие заключения брака - добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный возраст  установлен в 18 лет. В отдельных случаях  предусмотрено смещение брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная часть молодежи получает информацию о семье в недостаточном количестве. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и общественные организации.[13, c122]

в ) Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что молодые  люди (в особенности подростки), занимающиеся различными видами заработков видя в  этом один из основных источников быстрого обогащения, при нормальных рыночных отношениях могут оказаться без  образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи  уже давно бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».

Исследования, проведенные  петербургским социологом С.А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1990 е гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся школ отдают предпочтение. В первую очередь—это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.

Значительно снизился интерес  к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.

Объединяя все сказанное  выше можно сделать вывод, что  образование на данный момент потеряло свои позиции, как отрасль влияющая на умы и мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на основе заработной платы, которую они будут там получать, а то, что может их ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их.

В последние годы появились  реальные новые возможности самоутверждения  личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых  людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии  творческого потенциала личности. С  каждым годом усиливается ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все  новые и новые слои россиян.

Тревожным симптомом обесценивания  знаний является понижение профессионального  уровня работающего населения, а  также падение культурного уровня, следствием чего являются возникновение  и усиление таких негативных тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание конфликтности, агрессии, а так же конформизма и социальной апатии.

Также многие вузы, другие учебные  заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования.

Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые  позитивные перемены. К ним можно  отнести появление гибкости в  системе государственного образования, которая прежде всего сказалась  в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в  отношениях вуз — преподаватель  — студент, возникновении новых  педагогических технологий, спектра  методов и приемов обучения.

Следует отметить и появление  совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов—альтернативных, негосударственных  форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых  низких (дошкольных) до вузовского и  поствузовского обучения.

Изменение системы образования  повлекло за собой, с одной стороны  позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам  относится появление новых методов  в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой  информации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность  высшего образования большинству  молодых людей, так как образование  сейчас стоит больших денег, а  бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше.[20, c. 87]

г ) Проблема наркомании среди  молодежи

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы  выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания неминуемо поражает целый веер явлений  чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни  человека и теневую экономику, обусловленную  закономерным, возрастающим спросом  на наркотики и нелегальными способами  его удовлетворения в корыстных  целях и преступность, насилия  над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или  сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.[20, c. 118]

Не хотелось бы заострять  большое внимание на этой проблеме, так как можно еще много глав и параграфов посвятить изучению и анализу данной проблемы, но хотелось бы привести достаточно шокирующие и очень неприятные цифры.

«По оценкам экспертов Национального антикоррупционного федерального комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн. человек, употребляющих наркотики. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи». [17, c 311]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ  БАЗА ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ В РФ

 

2.1.Государственная молодежная политика как один из определяющих элементов социальной работы с молодежью.

 

Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, социально – экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. 

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. 

Система становления и  реализации государственной молодежной политики представляет собой:

1.Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

2.Государственное регулирование молодежной политики.

3.Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

-общереспубликанском;

- региональном;

И основывается она прежде всего на создании благоприятных  для молодежи условий для реализации трудового и творческого потенциала.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Федеральное агентство по молодежной политике РФ при Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.

В поле их деятельности находятся проблемы:

- занятости молодежи, в  том числе выпускников учебных  заведений и демобилизованных военнослужащих;

- включенности молодежи  в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

- формирования системы  социальных служб для индивидуальной  работы с подростками и молодежью;

- профилактики преступности  и безнадзорности среди несовершеннолетних;

- поддержки социально  значимых программ молодежных  и детских организаций;

- участия в организации  досуга, развития творчества, организации  летнего отдыха детей и подростков.[14, c 115]

 

Объектом государственной  молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.  Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.  Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д. В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете.  Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 года. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. 

Перед Комитетом были поставлены следующие задачи: 

- разработка основных  положений государственной молодежной политики и ее реализация; 

-  обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики; 

- методическое обеспечение  деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики; 

-  разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;  
- разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма. [15, c 40]С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с положением о новом министерстве департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Однако указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко. Но в 2008 году  Комитет преобразован в Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации(Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724), в котором сейчасреализацией мер государственной молодежной политикизанимается подведомственное Федеральное агентство по молодежной политике РФ.[15, c 93]

Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 450 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации. 

В соответствии с Федеральным  законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственнойпрограммы. [15, c 149]Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.  Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.  Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.  На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь. 

Информация о работе Социальная работа с молодежью