Социальная работа с многодетными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности социальной работы с многодетными семьями в России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и категории многодетной семьи; проследить динамику многодетности в России; изложить суть государственной семейной политики в региональном аспекте; определить проблемы многодетных семей на современном этапе.

Содержание

Введение
1.Многодетная семья: сущность, динамика
1.1 Понятие и категории многодетных семей
1.2 Динамика многодетности в России
2. Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Проблемы многодетных семей
2.2 Социальная работа с многодетными семьями
2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетными семьями
2.2.2 Социальная диагностика
2.2.3 Адаптация в социальной работе с многодетными семьями
2.2.4 Социальная терапия
2.2.5 Профилактика в социальной работе с многодетными семьями
2.2.6 Социальное консультирование
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

теория соц работы курсовая.docx

— 60.22 Кб (Скачать)

     Правильный  подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и  профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь  общество и личность от затрат и  серьезных усилий по преодолению  устойчивых негативных явлений и  процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем по том преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

     Данные  исследований социального статуса  многодетных семей позволяют  рассмотреть целесообразность стимулирования многодетности сверх определённого  предела, о выработке критериев  и параметров здоровой многодетной  семьи, о путях и способах её поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных  установок. Следует интенсифицировать  помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья  не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и  стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.

     Также можно отметить следующие направления  социальной профилактики в отношении  многодетных семей: превентивная работа, направленная на предотвращение или  профилактику проблем, которые могут  нарушить нормальную жизнь семьи; необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи24.

     Необходимо  выделить в работе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще  могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые  не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).

     В работе с многодетной семьей социальному  работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей  в воспитании детей посредством  привлечения их внимания к проблемам  детей в семье, школе, на улице. В  качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с  привлечением специалистов из органов  социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный работник должен помнить, что  многодетная семья имеет как  слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с  ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных  сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные  силы для их разрешения.

     Социальный  работник является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные  органы власти, неправительственные  организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия  работы родителя)25.

     Конечно, оптимальным вариантом было бы объединение  всех субъектов социальной помощи в  единую службу - координирующий орган, в котором социальный работник выполнял бы основную роль, имея возможность  проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно  определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные  и другие мероприятия.

     Таким образом, при всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного  и терапевтического воздействия  на социальные объекты в этих процессах  есть много общего. Они нередко  взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и многодетных.

    2.2.6 Социальное консультирование

     Одной из успешно применяемых технологий работы социального работника с  многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

     Основной  целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций26.

     Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть  основных принципов социально-психологического консультирования:

     - доброжелательное и безоценочное отношение к клиентам;

     - ориентация на нормы и ценности  клиента;

     - запрет давать советы клиенту; 

     - анонимность консультирования;

     - включенность клиента в процесс  консультирования;

     - разграничение личных и профессиональных  отношений.

     Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.27 
 

Заключение 

     Проведенное нами исследование в рамках курсовой работы позволило прийти к определенным выводам, ниже приведем некоторые из них.

     Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства  населения обуславливают необходимость  особого внимания со стороны общества и государства к положению  семей с детьми.

     Начнем  с того, что статус многодетной  семьи, а также правовые, организационные  и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным  законом «О государственной поддержке  многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе  трех и более детей и воспитывающая  их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений  средних специальных или высших учебных заведений — до окончания  ими обучения.

     Учитываются также дети, проходящие срочную военную  службу по призыву, — но не более  чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

     В состав многодетной семьи при  регистрации включаются дети, находящиеся  под опекой (попечительством).

     При регистрации в составе многодетной  семьи не учитываются: дети, в отношении  которых родитель лишен родительских прав; дети, переданные на воспитание в  детские дома и интернаты на полное государственное обеспечение.

     Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.

     Необходимо  расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

     Вместе  с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.

     Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. Как показывает практика, многодетные семьи не могут становиться полноправными участниками ипотеки, но могут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий.

     Основные  функции семьи - это преемственность  и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

     Социальная  работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.  

 

      Список литературы 

  1. Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке  многодетных семей»
  2. Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"
  3. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению: коллективная монография. – М., 1998. – 228 с. Науч. докл./ Московский центр Карнеги; Вып. 24
  4. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальное обеспечение. - 2004. - с.24-30.
  5. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. - 2005. - № 24. - с.4-7.
  6. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001.
  7. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Учебное пособие. 2006.
  8. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М., 2006.
  9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 3. - с. 56-65.
  11. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 2. - с. 8-16.
  12. Прокофьева Л.М. и др. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» // http://www.demographia.ru/
  13. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 408с.
  14. Семья в России – 2008 // http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_69/Main.htm
  15. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002. – 427 с.
  16. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 596 с.
  17. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

Информация о работе Социальная работа с многодетными детьми