Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности социальной работы с многодетными семьями в России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и категории многодетной семьи; проследить динамику многодетности в России; изложить суть государственной семейной политики в региональном аспекте; определить проблемы многодетных семей на современном этапе.
Введение
1.Многодетная семья: сущность, динамика
1.1 Понятие и категории многодетных семей
1.2 Динамика многодетности в России
2. Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Проблемы многодетных семей
2.2 Социальная работа с многодетными семьями
2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетными семьями
2.2.2 Социальная диагностика
2.2.3 Адаптация в социальной работе с многодетными семьями
2.2.4 Социальная терапия
2.2.5 Профилактика в социальной работе с многодетными семьями
2.2.6 Социальное консультирование
Заключение
Список литературы
-
проведение специальной
- построение выводов, на основе которых делается заключение15.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей16.
Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты, и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.
Принцип
конфиденциальности. Неразглашение
результатов социального
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип
эффективности. Не следует предлагать
человеку такие рекомендации, которые
по итогам диагноза для него бесполезны,
могут привести к нежелательным
или непредсказуемым
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию17.
Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация - это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека18.
Педагогическая адаптация - это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
В последнее время особую актуальность для социальных работников приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для многодетных семей, которые часто обладают малым воспитательным потенциалом в силу ряда объективных и субъективных причин.
Психологическая
адаптация. В психологии адаптацию
рассматривают как процесс
Для
многодетных семей в системе
психологической адаптации
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях19.
Итак,
применение технологий социальной адаптации
в социальной работе с многодетными
семьями определяется основными
задачами, решаемыми при работе с
указанной категорией семей. В зависимости
от социального статуса, семейного
состава многодетных семей
В работе с многодетными семьями определенную позицию занимает технология социальной терапии.
Известны 4 основные модели психотерапии:
-
психотерапия как метод
-
психотерапия как метод
-
психотерапия как метод,
-
психотерапия как комплекс
Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный педагог рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.
Одним
из направлений социальной терапии
является семейная терапия, направленная
на коррекцию психологических
Работа
с конфликтной семьей или семьей,
эмоциональный климат в которой
является неудовлетворительным, начинается,
как правило, после заявления
одного из супругов, хотя иногда поводом
для констатации серьезных
Следует
отметить, что внешние затруднения
- материально-экономические
Технологии
коррекции семейных взаимоотношений
многочисленны; их выбор определяется
как обстоятельствами конкретной социальной
ситуации, включая характерологические
черты клиентов, так и личностными
качествами самого специалиста по семейной
терапии, его вкусами и предпочтениями21
Профилактика
является одним из перспективных
и важных направлений контрольно-
Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны22.
Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
-
предупреждение, устранение или
нейтрализацию основных причин
и условий, вызывающих
-
предотвращение возможных
-
сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и
здоровья людей. Содействие им
в достижении поставленных
Профилактические
мероприятия варьируются в
Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы23.