Социальная работа с многодетными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности социальной работы с многодетными семьями в России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие и категории многодетной семьи; проследить динамику многодетности в России; изложить суть государственной семейной политики в региональном аспекте; определить проблемы многодетных семей на современном этапе.

Содержание

Введение
1.Многодетная семья: сущность, динамика
1.1 Понятие и категории многодетных семей
1.2 Динамика многодетности в России
2. Особенности социальной работы с многодетными семьями
2.1 Проблемы многодетных семей
2.2 Социальная работа с многодетными семьями
2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетными семьями
2.2.2 Социальная диагностика
2.2.3 Адаптация в социальной работе с многодетными семьями
2.2.4 Социальная терапия
2.2.5 Профилактика в социальной работе с многодетными семьями
2.2.6 Социальное консультирование
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

теория соц работы курсовая.docx

— 60.22 Кб (Скачать)

     Многодетные семьи относятся к первой категории  семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории  семей:

     1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее  обеспеченными, с низким среднемесячным  доходом на одного члена семьи.  В структуре доходов пособия  на детей невелики. Доля затрат  на продовольственные товары  выше, а структура питания гораздо  менее разнообразная. Дети таких  семей меньше получают фруктов,  ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что  вызывает большую тревогу. В  связи с постоянным ростом  цен отмечаются крайне ограниченные  возможности удовлетворять потребности,  дефицит в самых необходимых  предметах: обуви, одежде, школьно-письменных  принадлежностях. Редкая натуральная  и материальная помощь проблемы  не решает5.

     Многодетные семьи имеют самый высокий  уровень бедности, что подтверждает весь комплекс индикаторов мониторинга бедности, базирующегося на показателе располагаемых ресурсов6 82% этих семей попадают в число бедных, хотя в структуре бедных они составляют только 5,2%.

       Душевой дефицит доходов у многодетных  выше среднероссийского уровня в 1,5 раза и составляет 44,2% от величины прожиточного минимума. В общем дефиците доходов на семьи с 3 и более детьми приходится 13,1%.

     Измерение бедности многодетных семей в  координатах множественных линий  бедности – абсолютной, депривационной и субъективной7, показало, что многодетные семьи сохраняют высокие риски бедности, независимо от метода ее измерения, особенно в том случае, если таковыми являются неполные многодетные семьи. Крайняя бедность (одновременно имеет доходы ниже прожиточного минимума, испытывает лишения и является субъективно бедным) характерна для трети многодетных семей, что в 4 раза чаще, чем у семей с 1-2 детьми.

     2) Проблема трудоустройства родителей.  Когда мать не работает, а отец  не получает длительное время  зарплату, нерегулярны и недостаточны  пособия на детей, возникает  проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием  законов и информации о тех  льготах, которые положены таким  семьям. Выживание многодетной семьи  в современных условиях возможно  путем повышения собственных  доходов (личная инициатива, вторичные  заработки, работа подростков)8.

     Уязвимость  членов многодетных семей на рынке  труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом  и, прежде всего, дефицитом профессионального  образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности: в городе отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2% взрослых, а в сельской местности – у 58,5%. Вместе с тем, дифференциация между членами мало- и многодетных семей по этому показателю прослеживается и в поселенческом разрезе .

     3) Жилищная проблема для многодетных  семей в настоящее время приобрела  первостепенную важность. Жилищные  условия не отвечают нормативам  по общему правилу и не могут  улучшиться за счет муниципального  жилья, а приобретение жилья  за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей9. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей крайне низок. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком .

     4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной  семье дети находятся в равном  положении: нет дефицита общения,  старшие заботятся о младших,  формируются, как правило, положительные  нравственные качества, такие как  чуткость, человечность, уважение к  старшим. Но вместе с тем,  дефицит времени, недостаточность  знаний по воспитанию детей  создают определенные проблемы  в таких семьях. По данным исследований  Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей  отметили свои слабые знания  в вопросах воспитания детей,  что, по ее мнению, свидетельствует  о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями10.

     Жилищные  проблемы создают трудности в  соблюдении режима дня детей. Как  правило, такие семьи не имеют  возможности для автономности каждого ребенка - личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

     Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей  безнадзорностью детей. Дети большую  часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

     Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами  по работе, зачастую лишены доброжелательного  отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также  ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими  детьми, несовпадение интересов и  т.д11.

     5) Медицинские проблемы. Сложный психологический  климат многодетной семьи, как  правило, влияет на здоровье  детей. Социальная незащищенность  многодетных семей, постоянное  снижение уровня жизни создают  пессимистически настроенное социальное  самочувствие. Отмечается низкий  уровень санитарной культуры  многодетной семьи: 53,8% семей относятся  к группе риска. Страдает здоровье  всех членов семьи, имеет место  распространение хронической патологии.  Отцы болеют в 2 раза чаще, чем  в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10-15% проблемных детей12.

     Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в  них видят конкурентов при  распределении социальной помощи. Большое  или среднее число детей в  семье стало оцениваться как  следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей  с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность, как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур "общества потребления"). В формирующихся стереотипах общественной психики "герой нашего времени" представляется имеющим одного, но очень "дорогого", высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

     Таким образом, многодетные семьи имеют  общую специфическую социальную проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших  сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе.

     К сожалению, в органах социальной защиты населения сегодня отсутствует  комплексный подход к решению  проблем многодетных семей - основное внимание уделяется материальному  положению семей и то в рамках существующего законодательства (федерального и регионального), определяющего, например, размеры детских пособий. Однако, размеры пособий невелики, они, впрочем, как и льготы, не решают проблемы многодетных семей, а потому и  в дальнейшем с таким подходом нашего государства к их социальной защите можно предположить, что тенденция  отхода к одно- и двухдетной модели семьи будет продолжаться, а это, естественно, не улучшит демографическую ситуацию в стране.

     При существующих формах социальной поддержки  многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях стагнации  или углубления социально-экономических  трудностей. Хронический дефицит  бюджетов соответствующих уровней  препятствует выделению достаточных  средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъектность.

     С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей  на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в  графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости  постепенное формирование общественного  стереотипа семьи с более чем  одним ребенком необходимы для поддержания  рациональной возрастной структуры  общества, обеспечения вступления в  жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность  не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические  преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.  
 
 
 
 

    2.2 Социальная работа  с многодетными  семьями

         2.2.1 Общее направление  социальной работы  с многодетными  семьями

     Работа  с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все  еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи  с защитой ребенка, но поддержка  семьи также часто входит в  программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым  и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности  в осуществлении деятельности социального  работника по поводу учета интереса семьи13.

     В семье находят отражение все  социальные проблемы, характерные для  современного общества, поэтому к  ней в той или иной мере применимы  все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных  категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные  технологии социальной работы.

     Виды  и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности  или оставленных без попечения  родителей), направленные на поддержание  стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

    2.2.2 Социальная диагностика

     Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место  отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.14

     Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:

     - предварительное ознакомление с  объектом, которое предполагает  получение достоверного представления  о предмете изучения, определение  его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения  и совершенствования;

     - проведение общей диагностики,  т.е. постановка задач, выделение  состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных)  параметров ситуаций, выбор методов  диагностирования;

Информация о работе Социальная работа с многодетными детьми