Социальная работа с лицами освободившиися из мест лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в связи с освобождением лиц из мест лишения свободы. Лица, освобождающиеся из заключения, берут на себя огромную ответственность перед обществом – реабилитация себя перед семьей, обществом, государством. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государственными органами и бывшим заключенным, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Основные социальные проблемы лиц, освободившихся из мест заключения. 6
1.1 Характер феномена преступности 6
1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы 7
1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы 11
Глава 2. Социальная поддержка и социальная помощь как основные направления социальной работы с лицами, освободившимися из мест заключения. 13
2.1 Школа подготовки к освобождению 13
2.2 Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных 15
2.3 Взаимодействие клиента с социальным работником 16
Глава 3. Основные субъекты социальной работы с лицами, освободившимися из мест заключения, основные задачи и методы их деятельности. 19
3.1 Административные обязанности по отношению к лицам, освобождающихся из мест лишения свободы 19
3.2 Исследование социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы 20
Заключение 24
Список литературы 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28

Работа содержит 1 файл

технология соц работы контр.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

 

Введение 4

Глава 1. Основные социальные проблемы лиц, освободившихся из мест заключения. 6

1.1 Характер феномена преступности 6

1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы 7

1.3 Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы 11

Глава 2. Социальная поддержка и социальная помощь как основные направления социальной работы с лицами, освободившимися из мест заключения. 13

2.1 Школа подготовки к освобождению 13

2.2 Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных 15

2.3 Взаимодействие клиента с социальным работником 16

Глава 3. Основные субъекты социальной работы с лицами, освободившимися из мест заключения, основные задачи и методы их деятельности. 19

3.1 Административные обязанности по отношению к лицам, освобождающихся из мест лишения свободы 19

3.2 Исследование социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы 20

Заключение 24

Список литературы 26

ПРИЛОЖЕНИЕ А 27

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28

 

 

 

Введение

Курсовая работа посвящена  актуальной теме научного и прикладного  значения – изучению теоретических  основ преодоления проблем, возникающих  в связи с освобождением лиц  из мест лишения свободы. Лица, освобождающиеся  из заключения, берут на себя огромную ответственность перед обществом  – реабилитация себя перед семьей, обществом, государством. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государственными органами и  бывшим заключенным, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической  или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность некоторых  социальных проблем освобождающихся  и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым знаниям и умениям. Социальная работа проводится с бывшими осужденными, с их семьями, малой группой, стараясь во взаимодействии с клиентом, помочь его реабилитации.

Исходя из результатов социальных опросов заключенных в ИК видно, что институт социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, проявляется в сознании тех, кому некуда идти после освобождения. По большему счету данный институт выступает априори не только в сознании заключенного, но, к сожалению и в сознании у самих социальный работников. Встает вопрос – достижимы ли цели, поставленные правовым демократическим государством? Правовое государство реально только при наличии гражданского общества, а последнее – при активном функционировании институтов социальной работы на подвижнических началах, руководствуясь принципами альтруизма и совершенствования, любви и терпения, милосердия и сострадания.

На данный период исторического развития наблюдается большой рост преступности во всех аспектах жизнедеятельности. Как сделать общество здоровым, как достичь снижения переполненности Российский тюрем и лагерей, как прекратить рецидив преступлений? Эти вопросы показывают, что социальная работа с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы сегодня особенно актуальна.

Социально-психологическая подготовка осужденных к освобождению, консультация их по социально-правовым вопросам с целью предупреждения рецидива, качественная социальная защита и социальное обеспечение граждан по освобождению из мест лишения свободы.

Необходимо выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы, а так же основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Проанализируем основные направления деятельности и функции социального работника и социальных служб с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы, и основные принципы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

 

Глава 1. Основные социальные проблемы лиц, освободившихся из мест заключения.

1.1 Характер феномена преступности

Преступление представляет собой один из специфических видов  сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики. Преступление состоит во внешне выраженном акте человека - действии или  бездействии, осуществляющем как объективную, так и субъективную сторону соответствующего состава. Это - общественно опасное, виновное и наказуемое деяние, признаки которого точно предусмотрены в  уголовном законе.

Личность преступника  как явление типологического  порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических  черт и свойств. Специфика личности как типа заключается именно в  том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое  преступление, в какой бы форме  оно не совершалось, не есть случайное  по отношению к личности. В своей  основе оно подготовлено развитием  его социальных, нравственных, социально-психологических  свойств.

Механизм преступного  поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием  составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Никакой внешний акт  совершения сознательного поступка, в том числе преступления, не происходит спонтанно; он почти всегда подготовлен  более или менее длительным периодом формирования мотивов, планирования и принятия решения о его осуществлении. Ему предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно формируют направленность поступка на его фактическое выполнение. Преступное поведение человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка.

Анализ механизма  преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей  к преступному акту. Здесь уместно  отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная  с незначительных отклонений от социально  одобряемых норм; во-вторых, "критическая  точка" развития, после которой  поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена  в самых различных местах причинной  цепочки, образующей это поведение.

1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

- проведение беседы  с каждым осужденным, в процессе  которой выясняется, где он намерен  проживать, работать или учиться  после освобождения из мест  лишения свободы, имеется ли  связь с родственниками, характер  взаимоотношений с ними, его жизненные  планы, готовность к обеспечению  жизнедеятельности на свободе,  с разъяснением ему целесообразности  возвращения на место постоянного  проживания и на предприятие,  где он работал до осуждения;

- проведение занятий  с освобождающимися осужденными  в «Школе подготовки осужденных  к освобождению»;

- получение от освобождаемых  письменных заявлений с просьбой  об оказании им помощи в  трудовом и бытовом устройстве  по избранному месту жительства (Приложение А);

- рассмотрение заявлений  и принятие соответствующих решений  по оказанию содействия в трудовом  и бытовом устройстве осужденным.

На основании письменного  заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания  трудоустроиться администрация  ИУ направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной  службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности  его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные  результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В случае поступления  от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или  бытовом устройстве направляются соответствующие  запросы, при отсутствии необходимости  в оказании содействия - направляются сообщения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного  места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом  устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы  в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной  службы занятости населения по месту  проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы  по месту их осуждения или месту  дислокации ИУ.

В необходимых случаях  ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного  проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

За 30 дней до окончания  срока отбывания наказания, а  при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после  освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в  отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в  службу занятости, предприятие или  организацию.

По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в  орган социальной защиты представление  о помещении их в дома инвалидов  и престарелых.

С согласия инвалида или  престарелого, который до осуждения  не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о  его направлении в дом инвалидов  и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где  расположена колония. С этой целью  не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

В отношении освобождаемых  женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями  или с обострением хронических  заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в  учреждения государственной или  муниципальной системы здравоохранения  по избранному ими месту жительства.

Осужденные, освобождаемые  из исправительных учреждений, нуждающиеся  по состоянию здоровья в постороннем  уходе, беременные женщины, женщины, имеющие  малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении  родственников или иных лиц либо работника ИУ.

Несовершеннолетние  осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

В необходимых случаях  несовершеннолетний осужденный после  освобождения в установленном порядке  может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии /10, 1 – 17/.

1.3 Проблемы социальной  адаптации лиц, отбывших наказание  в виде лишения свободы

Важное значение в  предупреждении совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест лишения  свободы, имеет непосредственная организация  на местах мероприятий по их социальной адаптации, оказанию помощи по трудовому  и бытовому устройству и контроля за ними.

Информация о работе Социальная работа с лицами освободившиися из мест лишения свободы