Социальная работа с девиантной молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Актуальность. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным. Из-за отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте ещё не сформировано стойкое мировоззрение, лично

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 68.22 Кб (Скачать)

1. 14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Ещё одно позднее определение  молодёжи, которое дал И.С. Кон, и  используется  большинством социологов сейчас, определяет молодёжь как социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленным тем и другим социально-психологических свойств. И сейчас в нашей работе это определение молодёжи является наиболее подходящим. Ведь мы рассматриваем молодёжь как группу со своими ценностями, потребностями и интересами. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы. Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодёжь – это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой – источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости. В связи с этим, можно сделать вывод, что за такой противоречивой социальной группой как молодёжь  необходимо внимательно  следить, так как от неё в большей степени зависит наше будущее, это основные силы для построения процветающего государства.  И безусловно очень важно проводить социальную работу с такой группой населения, вовремя определять проблемы и слабые места молодёжи, делать всё, чтобы эта подавляющая группа населения была задействована в полезной деятельности для себя и общества.

1.2. Девиантное поведение: причины и виды.

Девиантное (отклоняющееся) поведение в зависимости от классификации трактуется по-разному:

Современная социология определяет девиантное поведение как социальные девиации и рассматривает их как  социальное явление, выражающееся в  относительно массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам и ожиданиям.

С точки зрения правоведов, по «отклоняющимя поведением» понимаются все действия, противоречащие принятым в настоящее время правовым нормам и запрещённые под угрозой  наказания.

 В медицинском подходе  расстройством поведения называют  повторяющееся и стойкое диссоциальное,  агрессивное  или вызывающее  поведение.

Эти определения все верны, но мы будем использовать такое определение: девиантное поведение - поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).

 

Отечественный исследователь Я. Гилинский говорил об отклоняющемся (девиантном) поведении и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этому может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях.

Но в нашей работе мы рассматриваем девиантное поведение, как отрицательное явление, то есть поведение, нарушающее социальные нормы  определённого общества.

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано  несколько различных систем, которые  можно объединить в две большие  группы: личностные и социальные. Первая группа в качестве основной причины  видит нарушения в структуре  личностных характеристик, вторая –  саму социальную систему и ее несовершенство.

Среди разнообразных теорий девиантного поведения важное место  занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи З.Фрейда включают нервно – психические отклонения и социальную девиацию, уделяют большое внимание природе агрессивности, считая, что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание и отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

Можно предполагать, что  личность будет больше тяготеть к  тем группам, тенденции поведения  которых соответствуют собственным  представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую  группу ускоряется, если тот или  иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные  для большинства членов группы. Чем  сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

В марксистских теориях поведения  социальные отклонения объяснялись  спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что  отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий  жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия, то исчезнут и такие отклонения, они – остаточное явление, так  как «социалистическое общество приняло от старого общества в  наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, озлобление и  эгоизм, корысть и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга –  наклеивания ярлыков, запятнанной  репутации (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном  равенстве» различных слоев общества.

На закате существования  социалистических стран в качестве причин возникновения отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической  ситуации и рост дифференциации доходов  населения, а также недостатки воспитательной работы. По представлениям сторонников  теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются  социальные реакции, они многосторонне  влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально  – психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения  свободы приводит к необратимым  изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации (Я.И. Гилинский).

В числе разнообразных  взаимосвязанных факторов девиантного  поведения можно выделить:

  1. Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
  2. Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.
  3. Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.
  4. Социальный, определяющийся социально культурными и экономическими условиями.
  5. Социально педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

С точки зрения современных  исследователей, что же побуждает людей, особенно молодых, вести себя как-то по-другому, игнорировать установленные принципы не только государством, но и моралью?

Причины девиантного поведения  современной молодежи лежат в  особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств  рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения  многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают  воздействие в прямой или косвенной  форме, однако нет прямой зависимости  между их негативными последствиями  и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический  и социальный.

Биологический выражается в  физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь  нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Также очень важна обстановка в семье. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

Информация о работе Социальная работа с девиантной молодёжью