Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа
Принято считать, что общественные отношения делятся на экономические, социальные, политические и духовные. При этом экономические отношения - это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; политические - по поводу власти, степени участия в управлении государством; духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На базе экономических, политических и духовных отношений формируются социальные отношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Сущность и значение социальной политики.
ГЛАВА 2.Основные механизмы реализации социальной политики
ГЛАВА 3. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
То есть, социальная
политика и социальная работа тесно
взаимосвязаны между собой. Обе
характеризуются двумя
Как уже говорилось
ранее, сегодня в России существует
огромное количество социальных проблем,
возникших вследствие сложного процесса
социально-исторического
Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.
Социальная политика
Российской Федерации реализуется
на трех уровнях (федеральный, региональный
и местный) посредством различных
механизмов, наиболее известными и
эффективными из которых являются разработка
и реализация специальных социальных
программ по решению специфических
проблем общественного
Глава 3.Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения
Последние двадцать лет для России является периодом перехода от административно-командной системы управления к демократической, периодом формирования гражданского общества, рыночной системы экономики и т.д., что в целом можно назвать переходным периодом.
Главный признак социальной политики переходного периода состоит в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как государства, так и общества в целом. Продвижение к демократии в современных условиях предполагает отход от абсолютизма государственного управления и преодоление пассивности людей в защите своего социального положения. В переходный период остается опасность диктаторских методов “наведения демократии”. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей.
Нынешняя социальная
политика не соответствует новым
экономическим отношениям. Она представляет
собой хаотичное, бессистемное объединение
централизованных и рыночных элементов
управления. Выбор в качестве доминирующего
направления российской социальной
политики “пожарных” мер в отношении
некоторых категорий населения
и отдельных регионов, сведение социальной
защиты к денежно-компенсационным
механизмам были обусловлены не только
ограниченностью материально-
Социальную политику
необходимо направлять на решение приоритетных
проблем, выработку механизмов эффективного
использования ресурсов, выделяемых
на социальные цели, согласование обязательств
государства с реальными
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:
· Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
· Гарантирование
всем гражданам бесплатного
· Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
· Гарантирование
своевременной выплаты
· Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
· Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
· Борьба с преступностью.
Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.
Конечно, определенные
меры, направленные на смягчение отрицательных
последствий резкого падения
уровня жизни и частичную компенсацию
потерь наиболее нуждающимся группам
населения, предпринимаются. Хотя до сих
пор в области социальной политики
не определены и не разграничены действия
государства, направленные на выработку
временных мер, адекватных переходному
периоду, и стратегии социального
развития на длительную перспективу. На
всех властных уровнях все более
остро осознаются недостаток гибкости,
слабость сценарного прогнозирования
и системного анализа социальных
последствий принимаемых
В немалой степени
все это связано с отсутствием
национальной концепции социального
государства, носящий сколько-нибудь
целостный характер, согласие в обществе
по вопросу о приоритетах
Острые дискуссии
разворачиваются по поводу и методов
реализации социальной политики. Это
не случайно, поскольку от того, в
каком объеме реализуются права
и свободы граждан, как гарантируется
государственная поддержка
Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.
· Общеметодологические
подходы к формированию социального
государства Понятие “
· Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
· Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.
В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.
Во-вторых, Российское
государство может стать
В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:
- приоритете
прав человека и его основных
свобод в сочетании с
- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;
- оптимальной
поддержки как непосредственно
со стороны самого государства,
В-четвертых, при
разработке государственных социальных
программ должен доминировать перспективный,
комплексный и социально
В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.
Следует признать,
что уровень ожиданий и требований
общества к государству сегодня
значительно превышает его
Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа - выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.
В рамках второго
блока проблем центральное
Важнейшее направление
активной политики занятости - ускорение
адаптации населения к
Политика доходов
включает в себя разработку мер, влияющих
на формирование цены труда, ее динамику,
отраслевую и региональную дифференциацию,
в целях стимулирования роста
цены рабочей силы и заработной платы,
обеспечение своевременной ее выплаты,
ограничения чрезмерной ее дифференциации,
сближения минимальной
Необходимо четко
осознать, что реальное управление
трудовыми отношениями и
Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.