Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Принято считать, что общественные отношения делятся на экономические, социальные, политические и духовные. При этом экономические отношения - это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; политические - по поводу власти, степени участия в управлении государством; духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На базе экономических, политических и духовных отношений формируются социальные отношения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1.Сущность и значение социальной политики.



ГЛАВА 2.Основные механизмы реализации социальной политики



ГЛАВА 3. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

соц.политика.docx

— 105.73 Кб (Скачать)

То есть, социальная политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны между собой. Обе  характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и  практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а  социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит  их единство и различие. Последнее  проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более  широкое понятие, определяющая сторона  социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более  динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней  целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время  социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально  уязвимых слоев общества, отдельных  граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих  безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных  категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера  и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для  всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая  должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

Социальная политика Российской Федерации реализуется  на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных  механизмов, наиболее известными и  эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических  проблем общественного развития, а также специальной законодательной  базы в данной сфере. 

Глава 3.Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения

Последние двадцать лет для России является периодом перехода от административно-командной системы управления к демократической, периодом формирования гражданского общества, рыночной системы экономики и т.д., что в целом можно назвать переходным периодом.

Главный признак  социальной политики переходного периода  состоит в том, что она формируется  в условиях исторической совмещенности  процессов коренного обновления как государства, так и общества в целом. Продвижение к демократии в современных условиях предполагает отход от абсолютизма государственного управления и преодоление пассивности  людей в защите своего социального  положения. В переходный период остается опасность диктаторских методов  “наведения демократии”. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей.

Нынешняя социальная политика не соответствует новым  экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение  централизованных и рыночных элементов  управления. Выбор в качестве доминирующего  направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении  некоторых категорий населения  и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным  механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в  ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась  лишь к обеспечению предельно  низкого социального минимума для  населения и к реагированию на социальные ситуации.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями  их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных  стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться  на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

· Признание  ответственности государства за социальное положение своих граждан;

· Гарантирование всем гражданам бесплатного образования  и медицинского обслуживания;

· Приведение минимальной  заработной платы, стипендий и пособий  в соответствии с реальным прожиточным  минимум;

· Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

· Недопущение  массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

· Поддержка  семьи, материнства и детства, ветеранов  и инвалидов;

· Борьба с преступностью.

Просчеты государства  в сфере социальной политики ведут  к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных  последствий резкого падения  уровня жизни и частичную компенсацию  потерь наиболее нуждающимся группам  населения, предпринимаются. Хотя до сих  пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку  временных мер, адекватных переходному  периоду, и стратегии социального  развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более  остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования  и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется  выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению  предметов ведения Российской Федерации  и ее субъектов.

В немалой степени  все это связано с отсутствием  национальной концепции социального  государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии  разворачиваются по поводу и методов  реализации социальной политики. Это  не случайно, поскольку от того, в  каком объеме реализуются права  и свободы граждан, как гарантируется  государственная поддержка слабозащищенных  категорий, зависит, будет ли большинство  населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

· Общеметодологические подходы к формированию социального  государства Понятие “социальное  государство” применительно к России впервые официально было использовано в тексте Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993г.;

· Регулирование  занятости, рынка труда, цены труда  и заработной платы;

· Социальная защита населения, регулирование отношений  в социальной сфере.

В рамках первого  блока можно выделить следующие  основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ  жизни общества, переход от административно-командных  к рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство может стать действительно  социальным, только если три его  элемента - эффективная экономика, сильная  власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных  субъектов трудовых отношений) - будут  постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы  должна основываться на базовых принципах  демократического социального государства:

- приоритете  прав человека и его основных  свобод в сочетании с принципом  индивидуальной ответственности  гражданина за свое материальное  благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;

- оптимальной  поддержки как непосредственно  со стороны самого государства,  так и со стороны свободных  ассоциаций людей, способных во  все большей степени брать  на себя решение многих социальных  задач.

В-четвертых, при  разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный  подход.

В-пятых, как  показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное  налогообложение богатых.

Следует признать, что уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня  значительно превышает его возможности. В связи с эти особое значение приобретают информационно-пропагандистское обеспечение социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической  жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения  функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или  проигнорировать без ущерба для  развития страны. Однако целостность  не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа - выделение  приоритетов с учетом остроты  социально-политическим проблем.

В рамках второго  блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным  аспектам - политике занятости и  политике доходов.

Важнейшее направление  активной политики занятости - ускорение  адаптации населения к требованиям  рынка, развитие инфраструктуры рынка  труда, системы подготовки кадров и  т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы  в масштабах России и постепенное  оздоровление ситуации занятости в  регионах, имеющих напряженность  на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость  экспертизы всех федеральных целевых  программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости  по отраслям и в регионах.

Политика доходов  включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста  цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие  по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников  и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому  их следует решать одновременно.

Необходимо четко  осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при  соответствующем развитии социального  партнерства, а эффективность реализуемых  программ будет определяться совместными  действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских  структур.

Центр тяжести  корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные  преобразования в сфере труда  и социально-трудовых отношений, с  другой, на обеспечение реального  приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Информация о работе Социальная политика