Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Принято считать, что общественные отношения делятся на экономические, социальные, политические и духовные. При этом экономические отношения - это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; политические - по поводу власти, степени участия в управлении государством; духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На базе экономических, политических и духовных отношений формируются социальные отношения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1.Сущность и значение социальной политики.



ГЛАВА 2.Основные механизмы реализации социальной политики



ГЛАВА 3. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

соц.политика.docx

— 105.73 Кб (Скачать)

Параметры социального  положения — конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной  определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом  социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый  рубеж). Параметры социального положения  применяются также при определении  качественных соотносительных уровней  благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и другие)

Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные  и притом фактически действующие  социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп  к субъектам политики относятся  и представляющие их интересы организационные  структуры. Создаются классовые  политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие  лица социальной политики, ее субъекты. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику

Государственная социальная политика - действия государства  в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими  обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими  усилиями, финансовыми ресурсами  и рассчитанные на определенные этапные  социальные результаты

Следующая содержательная характеристика социальной политики —  система целей, которые ставят перед  собою активные участники социальной политики (ее субъекты). Цели применительно  к социальным взаимодействиям - это  желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только свое сложившееся  положение в обществе, но и свое реально возможное изменившееся к лучшему положение.

Основные сферы  осуществления социальной политики - комплекс отраслей социального хозяйства  и социально-трудовая сфера. Социальное хозяйство — это комплекс отраслей народного (национального) хозяйства  страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные  для жизнеобеспечения населения  как народа с собственной культурой  трудовой, семейно-бытовой и досуговой  жизнедеятельности, с привычным (и  прутом структурно дифференцированным) уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями.

К социальному  хозяйству относятся просвещение, образование, культура, здравоохранение, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный  и туристический комплекс (без  экспортной части), физкультура и  спорт (без профессионального спорта), социальная работа и др.

Типы состояний  общества как целостной системы  лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и  позволяют выделить следующие её типы

1) социальная  политика в социально устойчивых  обществах (общественных формациях);

2) социальная  политика в обществах, находящихся  в системных кризисах (в революционных  ситуациях);

3) социальная  политика в обществах, находящихся  в состоянии деформаций (перманентных  кризисах общественной системы);

4) социальная  политика в обществах, выходящих  из системного кризиса путём  коренных (революционных) реформ, т.е.  социальная политика переходного  периода.

Общественные  формации - это такие состояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся  на своей собственной, социально  устойчивой основе и сохраняют свою качественную определённость. Это периоды  относительно «плавного» развития.

Особенностями социальной политики в социально  устойчивых обществах являются:

- стабильный (установившийся  и ставший привычным для большинства  населения) порядок взаимоотношений  важнейших социальных групп (и  классов);

- образование  значительных слоев более или  менее удовлетворённых своим  общественным положением (часто  их называют «средним классом»);

- сбалансированность  общеклассовых интересов господствующего  класса и интересов его отдельных  частей (подчинение интересов частей  общеклассовым интересам);

- налаживание  и поддержание системы мирного  социального сосуществования господствующих  и подчиненных классов;

- ослабление  чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой распространенности  этого чувства в обществе, снижение  влияния протестных, реформистских  и особенно революционных идеологий,  ослабление и упадок рабочего  движения, социальных движений, протестных  и освободительных движений.

Кризис общественной системы (системный кризис) - это  такое состояние общества, когда  становится необходимым исторический выбор нового варианта будущего и, как  правило, нового общественного устройства (нового типа власти). Развиваться по-старому, по-привычному далее невозможно, потому что имеющиеся власти неспособны поставить новые реалистические цели и наладить эффективные общественные действия для их достижения, а «низы» не желают далее мириться со сложившимися формам жизни. Несоответствие социальных форм жизни новому уровню потребностей и возможностей не просто ощущается, но требует своего преодоления 

Особенности социальной политики в обстановке системного кризиса  являются:

- активизация  общественного сознания во многих  социальных группах, обозначение  реального многообразия мнений  и социально-психологических типов,  идеологического многообразия;

- нарастание  критического отношения к сложившимся  социальным порядкам, отчуждённости  по отношению к ним;

- выявление коренных  противоречий существующего общественного  устройства, осознание, с одной  стороны, необходимости их преодоления,  а, с другой, — неспособности  существующего государства справиться  с этой исторической задачей;

- формулирование  социально-групповых интересов и  требований, формирование (или обновление, привязка к злободневным историческим  задачам) социально-групповых идеологий,  формирование социально-групповых  субъектов-представителей (организаций,  движений, партий, политических союзов  и коалиций и т.п.);

- выдвижение  политических и социальных программ, конкретных требований по поводу  коренного улучшения социально-экономического  положения классов и многочисленных  социальных слоев, т.е. по существу  требования значительных политических  и социальных реформ.

Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме  революции, суть которой — смена  типа власти и коренная перемена общественного  устройства. Революция по-разному  вызревает в деформированных  обществах и в общественный формациях, но если она началась и состоялась, то её принципиальные задачи более  или менее сходны. Эти задачи сводятся к необходимости проведения системы  революционных реформ, охватывающих все важнейшие сферы жизни  общества и налаживающих качественно  новое жизнеспособное общественное устройство в каждой их этих сфер.

Переходным периодом называется исторический период, и  течение которого происходит переход  от прежней устойчивой социальной системы  к качественно новой устойчивой социальной системе. Система революционных  реформ в социальной сфере в обеспечении  основных условий жизнедеятельности  населения в целом и его  важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного  периода. Социальная политика переходного  периода — это социальная политика, соответствующая переходным состояниям общества. Главная её особенность  в том, что она формируется  в условиях исторической совмещенности  процессов коренного обновления как общества, так и государства.

Социальная политика переходного периода отражает обострение борьбы за перемены во всех ключевых условиях формирования социального положения. Обострена борьба за степень эксплуатации, за доступ к политической власти, за передел собственности, за сохранение или понижение уровня жизни и  уровня социальной защищенности, за условия  труда. Исход этой борьбы определяется соотношением политической силы и политической организованности разных общественных групп (классов). Тип и направления  действий государства настолько  существенны при решении основных социальных вопросов, что борьба за государственную власть становится центральным пунктом влияния  на социальную политику

Обозначим основной круг функций социальной политики.

Первая из основных её функций — обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и  самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой  порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации).

Вторая из основных функций социальной политики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая  устойчивость по-разному достигается  в обществах разного типа и  в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению  реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего  класса, В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение  политической устойчивости, но уже  новой власти.

Третья основная функция социальной политики — обеспечение  такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим  борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики — налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее  устраивает подавляющее большинство  населения. От распределения экономических  ресурсов в решающей мере зависят  материальные условия жизни людей  в обществе, возможности решения  проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура  ежегодных социальных расходов, условия  и размеры социальной помощи и  поддержки.

Пятая основная функция социальной политики — обеспечение  обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической  безопасности.

Шестая основная функция социальной политики — обеспечение  обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так  и каждой из его социальной групп

Глава 2. Основные механизмы реализации социальной политики

Важнейшей задачей  социальной политики государственного сектора является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни  через: а) предоставление государственных  гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных  бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных  усилий, направленных на обеспечение  и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства  в сочетании с репрессивными  средствами.

Механизм социальной политики реализуется через систему  социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обеспечение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, система социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального страхования — программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кормильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему социального страхования входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование.Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, официально признанным людьми, не имеющими средств к существованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов и финансируется из налоговых поступлений государства. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Информация о работе Социальная политика