Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В своей работе, я хотела бы раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные направления социальной политики в России, механизмы реализации политики социального развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика государства…………………………………………....4
1.1 Сущность социальной политики…………………………………………….4
1. 2 Социальная защита…………………………………………………………..9
2. Социальная политика, как фактор трансформирования общества………...11
3. Социальная политика, как фактор устойчивого развития общества………16
4. Социальная доктрина России………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ПОЛИТИКА.docx

— 40.22 Кб (Скачать)

     Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила на повестку дня  задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно  новых социальных институтов. Социальная политика все более отходит от принципов патерналистского государства  и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах. В финансировании программ социальной поддержки утверждаются их адресные формы. В последние годы были приняты Трудовой кодекс Российской Федерации, новое пенсионное законодательство, законодательство по упорядочению социальных льгот. Начиная с 1999 года, наблюдаются  устойчивые темпы экономического роста, что позволяет выделять значительно  больше ресурсов на решение социальных задач. Вместе с тем, остается ряд  крупных социально-экономических  проблем, которые не позволяют решать крупные задачи в области демографии, здравоохранения, образования, доходов  населения и социального обеспечения. Так, сложившаяся демографическая  ситуация остается сложной и характеризуется  крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства  населения, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте (в разы превышающим аналогичные  показатели в европейских странах).

            В XX в. одной из важнейших  тенденций развития современных  обществ стало неуклонное возрастание роли социальной политики государства как фактора, обеспечивающего стабильное его развитие.

            Социальная политика, осуществляемая  современным российским государством, по многим своим параметрам  является неэффективной. Реформы  1992 года, в основе которых лежали  установки “шоковой терапии”, предполагали  отказ от социальной политики  социалистического типа 

11

(всеобщая занятость  населения, бесплатное здравоохранение  и образование и пр.). Эффективность  социальной политики приносилась  в жертву эффективности экономических  преобразований, которые предполагалось  осуществить в сжатые сроки,  что позволило бы минимизировать (по крайней мере, во времени)  социальные издержки реформ.

            В начале реформ предполагалось, что рациональное использование  имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную  помощь наименее защищенным группам  населения: пенсионерам, многодетным  семьям, всем тем, кто потерял  работу в процессе структурной  перестройки экономики. Все остальные  должны были рассчитывать на  свою предприимчивость. По мере  осуществления реформ, предполагалось  усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах. В качестве одной из важнейших социальных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.

            Однако реальность реформируемого  постсоветского общества продемонстрировала  утопизм, необоснованность этих  планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной  России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация  которых обеспечивалась бы материальными  ресурсами, усиливающейся неопределенностью  в выборе приоритетов, способов  их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов  к экономической и социальной  политике. Государство пока не  способно задействовать потенциал  социальной политики как одного  из средств экономического подъема  страны.

12

Государственная власть зачастую рассматривает систему  социальной защиты населения как  некий “балласт”, ограничивающий использование  ресурсного потенциала в целях подъема  экономики. Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом  в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими  установками пронизаны последние  проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения.

     Такой поворот привел к утрате важнейших  государственных функций в социальной сфере – социально сбалансированного  учета интересов всех основных социальных слоев, аккумуляции необходимых  финансовых ресурсов для перераспределения  средств, регулирования сферы труда, здравоохранения, образования, что  выполняют все без исключения государства, выбравшие либеральную, консервативную, социал-демократическую  модель государственного устройства и  государственной социальной политики.

     В результате подавляющее большинство  населения России не только не обрело достойного уровня и качества жизни, но и лишилось сколь-нибудь обнадеживающих перспектив в будущем. Массовый слой высококлассных специалистов резко  сократился. Конкретные тому причины  – спад производства и массовая безработица, ведущая к деквалификации работников, их бегству и за границу, и от своих профессий вследствие катастрофического сокращения реальных доходов. Неоправданная по всем меркам дифференциация заработной платы приводит к недопустимому уровню расслоения населения.

     По  оценкам ученых, при сохранении нынешних тенденций функционирования экономики  и дальнейшем усилении неравномерного

13

развития производительных сил, наблюдающегося в стране в последние 15 лет, дифференциация заработной платы  и доходов населения в ближайшие  три-четыре года возрастет еще на 40-60%, что усилит антагонизм в обществе. Кроме того, при сохранении сегодняшнего уровня доходов основная масса граждан просто не в состоянии будет оплачивать "по полной" ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание, тарифы на которые существенно возрастут уже в текущем году.

     Переломить  этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной  модернизации социальной сферы:

Во-первых, требуется  выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных  социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:

· для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни.

· для пенсионеров  – институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным  работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;

· для всех граждан  страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих.

· для всех граждан  страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения  среднего и высшего профессионального  образования.  

14

Во-вторых, необходимо разработать общенациональную программу  развития систем образования, здравоохранения  и жилищно-коммунальной сферы, которая  включала бы федеральную и согласованные  с ней региональные программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

3. Социальная  политика, как фактор устойчивого  развития общества

     Современный этап развития экономики и общества ставит принципиально новые задачи в области социальной политики. Ключевая характеристика этого этапа –  изменение роли человека в системе  факторов производства в связи с  возрастанием значения творческих и  личностных элементов в трудовых процессах. Человек ставится в центр  социально-экономической системы, и, возможно, более полное удовлетворение всего спектра его потребностей, включая потребность в самореализации, является как конечной целью производства, так и условием его устойчивого  развития.

     Одновременно  набирает силу глобальная трансформация  рынка труда в направлении  увеличения гибкости и многовариантности складывающихся на нем отношений. Оборотная сторона данного процесса – дестабилизация занятости в результате роста ее гибких и нестандартных форм (временной, надомной, неполной), и уменьшение доли стабильно занятых в государственном, и корпоративном секторах, а также подрыв традиционных гарантий и норм в сфере труда. Увеличение требований к качеству рабочей силы и обесценение традиционного индустриального типа квалификации приводят к резкому усилению дифференциации условий и оплаты труда различных категорий рабочей силы, вытеснению значительной части работников на периферию рынка труда с соответствующим понижением социального статуса или к переходу их в категорию длительно безработных.

     В современном обществе социальная политика призвана выполнять две тесно  связанные между собой основные функции – защиты и развития. Первоначально защита распространялась на беднейшие категории населения  и осуществлялась через систему  социального помощи. Сегодня механизмы защиты охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую социально-экономическую безопасность.

16

     Не  менее важное направление социальной политики государства, через которое осуществляется прежде всего функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы (образовании, здравоохранении, культуре). Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.

     Происходит  переосмысление социальных функций  государства. Перераспределение через  бюджет большей или меньшей доли продукта в пользу нуждающихся приобретает подчиненное значение. Ключевая же функция государства как субъекта социальной политики состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития.

     Таким образом, в функции государства  входят как непосредственная реализация мер по развитию человеческого потенциала, так и общее регулирование  социальных параметров экономического процесса. Основные направления такого регулирования – законодательная  защита работника как более слабого  партнера трудовых отношений; активная политика занятости, стимулирующая  создание и улучшение качества рабочих  мест; установление государственного минимума оплаты труда.  
 
 

17

4. Социальная  доктрина России.

     Социальная  доктрина России определяет цели, основные принципы, приоритеты и механизмы  реализации единой социальной политики государства, бизнеса и общества как основы социального регулирования  в Российской Федерации на долгосрочный период. Доктрина базируется на Конституции  Российской Федерации, федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных  договорах Российской Федерации  в социальной области, а также  на результатах изучения тенденций  и состояния социальной сферы  в РФ, использовании достижений современной  экономической теории, социологии и  психологии.

     Краеугольным  камнем Социальной доктрины является концепция тесной взаимосвязи экономических  и социальных аспектов жизни страны как единого целого. При этом, поскольку в течение пятнадцатилетнего  периода реформ основными ориентирами  служили экономические результаты, приоритетными в настоящее время  должны стать индикаторы социального  развития страны и ее граждан.

     Для устойчивого бескризисного развития страны в долгосрочном плане социальные и экономические аспекты должны рассматриваться как неразделимо  взаимосвязанные между собой. Экономические  и социальные показатели выступают  при этом как составляющие единого  критерия развития страны.

     В среднесрочном плане социальное развитие должно признаваться обществом  и государством как самостоятельная  ценность, критерий оценки достигнутого успеха во всех сферах.

     В краткосрочном плане параметры  социального развития выступают  в

18

качестве ограничений для принятия экономических решений.

     Хотя  системные меры социального развития должны формироваться и осуществляться в согласованном взаимодействии с развитием экономического базиса, радикальным улучшением структуры  и повышением качества экономического роста, в настоящем документе  основное внимание уделено социальным вопросам, а экономические проблемы рассматриваются лишь в контексте  взаимосвязей с социальным развитием  страны.

     В основе социальной доктрины России лежат  следующие программные установки, которые сложились исходя из существующей социальной политики страны:

1. Социальные  проблемы населения страны должны  решаться, как правило, в пределах  ее территории и с использованием  ресурсов России. Поощрение массовой  эмиграции как средства решения  социальных проблем страны не  допускается. Иммиграция в Россию  из других государств должна  осуществляться в увязке с мерами по созданию высокооплачиваемых рабочих мест в соответствии с ориентирами структурной политики развития экономики.

Информация о работе Социальная политика