Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:48, курсовая работа
Деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.
Введение 3
1. Основные направления осуществления социальной
политики на современном этапе 6
1.1. Повышение уровня структуры и дифференциации
доходов населения 6
1.2. Роль социальных трансфертов 11
2. Проблемы социальной политики в России 19
2.1. Проблема снижения масштабов бедности 19
2.2. Гарантии в области доходов населения 22
3. Эффективность социальной политики (на примере
муниципального образования «Город Саратов») 25
3.1. Качество жизни как важный аспект социальной
политики государства 25
3.2. Приоритетные направления в развитии социальной
сферы муниципального образования «Город Саратов» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Стратегические цели социальной политики определяются комплексом условий экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.
В долговременной перспективе, это приближение уровня и качества жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; в настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращения социального взрыва.
Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).
Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обоснованной социальной стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная программа преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.
Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.
Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.
Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.
3.2. Приоритетные направления
в развитии социальной сферы муниципального
образования «Город Саратов»
Приоритетными направлениями в развитии муниципального образования «Город Саратов» считать:
- сохранение показателей социально-экономического развития на уровне не ниже достигнутых в 2008 году, сдерживание влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу города;
- создание комфортной для проживания среды посредством комплексного благоустройства города;
- повышение эффективности решения вопросов местного значения администрацией города и ее структурными подразделениями;
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с общественными и иными объединениями граждан города, поддержка институтов гражданского общества.
В социальной сфере приоритетные направления следующие:
- повышать эффективность использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой работы;
- обеспечить реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- развивать систему охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
- создать городской центр пренатальной ультразвуковой диагностики на базе ММУ «Родильный дом № 2»;
- в объеме плановых показателей, установленных министерством здравоохранения Саратовской области, провести в течение года дополнительную диспансеризацию и иммунизацию населения;
- вести пропаганду здорового образа жизни, добиться увеличения доли жителей города, постоянно занимающихся физической культурой и спортом, до 23% от общей численности населения;
- проводить мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений города в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования;
- обеспечить построение муниципальной системы оценки качества образования;
- проводить мероприятия по организации здорового сбалансированного питания в образовательных учреждениях, увеличить процент охвата питанием учащихся до 98%, горячим питанием – до 80%;
- осуществлять меры по социальной поддержке социально незащищенных слоев населения и граждан старшего поколения;
- проводить работу по содействию занятости слабозащищенных категорий граждан.1)
Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:
- нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);
- социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);
- налогообложение,
стимулирующее создание новых
рабочих мест; введение прогрессивной
шкалы для сверхвысоких
Широкое развитие должно
получить территориальное
Необходимо прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.
Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной
политики на семью,
- нормализация и улучшение
демографической ситуации, снижение
смертности населения,
Эти цели социальной политики
следует реализовывать
В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материального положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.
Существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджетных трансфертах.
В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:
- выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
- поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.1)
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудового вклада каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи.
Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда.
Итак, главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, при разграничении двух задач: защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке государства. и содействие экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и, соответственно, дохода. Эти задачи можно выполнить с помощью набора элементов социальной политики - от налоговых льгот до льготных кредитов, от помощи в повышении квалификации и переподготовки работников до консультаций начинающим заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Особую роль в новой социальной политике должен сыграть заявительный принцип, когда гражданин, оценивая свое материальное положение, свои доходы, обращается к государству за определенными услугами на льготной или бесплатной основе в соответствии с внутренней оценкой своего благосостояния, которую он должен формально подтвердить, с тем чтобы, попадая под определённую категорию, получать эти виды услуг. Сфера применения такого порядка должна быть ограничена.