Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:48, курсовая работа
Деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.
Введение 3
1. Основные направления осуществления социальной
политики на современном этапе 6
1.1. Повышение уровня структуры и дифференциации
доходов населения 6
1.2. Роль социальных трансфертов 11
2. Проблемы социальной политики в России 19
2.1. Проблема снижения масштабов бедности 19
2.2. Гарантии в области доходов населения 22
3. Эффективность социальной политики (на примере
муниципального образования «Город Саратов») 25
3.1. Качество жизни как важный аспект социальной
политики государства 25
3.2. Приоритетные направления в развитии социальной
сферы муниципального образования «Город Саратов» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия, которое для этого отдаёт часть прибыли.
Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.1)
Механизм индексации
уже несколько десятилетий
1.2. Роль социальных трансфертов
Социальные трансферты
– это система мер денежной
или натуральной помощи малоимущим,
не связанной с их участием в хозяйственной
деятельности в настоящее время
или в прошлом; их целью является
гуманизация отношений в
В категории получателей социальных трансфертов попадают граждане в зависимости от:
- прошлых рисков (участие в различных войнах и других событиях, связанных с повышенным риском);
- характера и условий труда как в прошлом, так и в настоящем (труд в годы Великой Отечественной войны, род профессиональной деятельности);
- продолжительности труда (ветераны труда);
- состояния здоровья (инвалиды);
- наличия детей.
- места жительства (северные льготы).
Социальные трансферты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Эти трансферты называются льготами. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения.
Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам:
- при достижении определенного законом возраста; или
- по инвалидности; или
- в случае потери кормильца; или
- за выслугу лет
и особые заслуги перед
Стипендия - денежная выплата, назначаемая по результатам экзаменационной сессии студентам, обучающимся в образовательном учреждении по очной форме обучения, по основным профессиональным программам в пределах государственного задания, в зависимости от успехов в учебной (научной) деятельности и материального положения.
Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры, материальная поддержка временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников).
Анализ современной системы социальных трансфертов в РФ свидетельствует о том, что она фактически не выполняет функции социальной защиты как механизма поддержки доходов нуждающихся слоев населения. Каркас этой системы сложился в середине 90-х годов и представлен рядом так называемых «социальных законов», среди которых выделяется, в первую очередь, закон РФ «О ветеранах».
В соответствии с Конституцией РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72, ч. 2, п. ж). Нормативно-правовые акты рассматриваемых субъектов РФ были приняты и реализуются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ, нормативных актов министерств и ведомств), а также по вопросам, относящимся к компетенции самих субъектов.
Основы для развития социального законодательства были заложены Конституцией 1993 г. Статья 7 Конституции провозглашает РФ социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Непосредственно социальной защите и развитию положений ст. 7 в Конституции посвящены две статьи – ст. 38 посвящена защите материнства, детства и семьи; ст. 39 говорит о гарантиях права на социальное обеспечение.1)
В Конституции не получил
закрепления принцип
В то же время закон
РФ «О прожиточном минимуме» впервые
предоставляет возможность
В основном блок социального законодательства был принят в 1994-1996 гг. В этот период были приняты такие законы, как: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и некоторые другие. Тогда же были подписаны указы Президента и постановления Правительства, направленные на социальную защиту и предоставление различного рода пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения.
Несмотря на то, что эти акты несомненно обладают рядом достоинств, они отличаются декларативностью. Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости Нормативно-правовые акты данного периода содержат огромное количество указаний на льготы, пособия, компенсационные выплаты, получение бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг, право на которые имеют целые категории населения не зависимо от уровня материального благосостояния.
Существует также ряд
нормативно-правовых актов, которые
с достаточной долей условности
можно назвать «корпоративными»
Разумеется, наличие и действие всех указанных нормативно-правовых актов вовсе не означает, что лица, имеющие право на льготы, пенсии, пособия или выплаты по различным основаниям, могут получить все одновременно. Многие нормативно-правовые акты предусматривают возможность получения социальной помощи и/или услуг по одному из оснований, однако, подобные нормы не исправляют положения.
Ядром всего действующего
федерального и регионального
Реализация так называемых
социальных «прав» и льгот, закрепленных
в федеральном законодательстве
Общей чертой, характерной
для всего массива нормативно-
Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости. В результате понятие адресности на основе нуждаемости совершенно теряется в общей массе законов, направленных на социальную защиту отдельных категорий населения (беженцы и переселенцы; военнослужащие, участвовавшие в разрешении вооруженных конфликтов в России и на территории СНГ; доноры; пострадавшие вследствие аварий на производственном объединении «Маяк» и на Чернобыльской АЭС; проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; герои Советского Союза и РФ; пострадавшие от репрессий и т.д.), а также в массе «корпоративных» нормативно-правовых актов.
Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.
Реализация принципа адресности должна позволить направлять помощь тем, кто в ней реально нуждается. Большое значение при этом имеет механизм предоставления адресной социальной помощи. Вот лишь некоторые принципы организации адресной помощи:
- предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам;
- обоснованность предоставления помощи (наличие среднедушевого совокупного дохода ниже прожиточного уровня, установленного соответствующим субъектом РФ);
- определение механизма выявления нуждающихся;
- проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан;
- ответственность получателя социальной помощи (за достоверность представленных документов, сведений);
- сочетание государственной и негосударственной помощи;
- наличие единого банка данных лиц, получающих помощь;
- координация деятельности всех органов и служб социальной защиты различного профиля.1
Региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся.