Социальная политика и социальная справедливость

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами. Оба вида политики находятся в состоянии тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния. В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………………...5
1.1 Основные направления реализации
социальной политики…………………………………………………………….6
1.2 Современная социальная политика…………………………………………9
2. Понятие социальной справедливости……………………………………….14
2.1 "Эволюция " понятия справедливость…………………………………….14
2.3 Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 42.25 Кб (Скачать)

В этих определениях не предусмотрена ответственность государства за не обеспечение достойного уровня жизни. Наконец, ничего не говорится о месте и роли органов местного самоуправления, в реализации задач социального государства.

Правовые  формы деятельности социального  государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют  формы правотворчества "традиционного" государства. Как известно, с точки  зрения права, формы деятельности государства  подразделяются на:

- правотворческую деятельность - создание государством законов и нормативных правовых актов;

- правоисполнительную деятельность - деятельность по реализации государством законов и нормативных правовых актов;

- правоохранительную деятельность - ответственность государства за нарушения исполнения законов и нормативных правовых актов.

Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства  за перемены в социальном положении  населения, что напрямую связано  и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального  государства и охватывает все  три указанные ее формы.

В этой связи  в первую очередь следует: четко  определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий; выделить основные приоритеты социальной политики; продумать конкретные механизмы  смягчения заложенных в самой  идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом  российской государственности.

Социологи дают свою трактовку социальных прав человека. Социальные права (entitlements) - права на выплаты по социальному обеспечению, существующие в наиболее современных обществах для всех граждан, но являющиеся также предметом спора. Так, Л. Мид доказывал, что одностороннее толкование социальных прав привело к пренебрежению "обязательствами". Все западные капиталистические государства испытывали финансовые проблемы в обеспечении благосостояния и капиталистического накопления. С другой стороны, социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.

В этой связи  представляет интерес следующая  трактовка: "Социальные права человека- совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. Социальная защита- политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве РФ понятие "социальная защита" используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Реализация социальных гарантий- одна из наиболее острых проблем в России. Формально Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий.

В настоящее  время активно формируется законодательство, регламентирующее сложные и многоуровневые вопросы социальной защиты различных  категорий населения. Следовательно, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны. Отношения  в сфере социальной защиты населения- это разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования состоит в том, что оно ведется по двум тесно связанным между собой направлениям: первое- правовое регулирование организации социальной защиты, второе- правовое регулирование социальной защиты.

Предметом правового регулирования социальной защиты населения является:

- защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

- социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;

- деятельность органов социальной защиты.

Государство создает финансовую базу и организационные  структуры для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами  социальной защиты населения являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам.

Методы  правового регулирования отношений  по социальной защите населения имеют  свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия заложены в самой природе права и  представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является отношениями власти, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.

Содержание  метода правового регулирования  социальной защиты населения заключается:

1) в установлении  определенного порядка действий, т.е. предписании поступить только  так, а не иначе (например, нарушение  норм, устанавливающих обязанности  безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к  ним санкций, предусмотренных  законодательством);

2) в запрещении  определенных действий под страхом  применения ответственности (например, направлять жалобу гражданина  на рассмотрение должностному  лицу, действия которого обжалуются);

3) в предоставлении  возможности выбора одного из  вариантов должного поведения  (например, выбрать один из видов  пенсионного обеспечения);

4) в предоставлении  возможности действовать по своему  усмотрению, т.е. совершать или  не совершать предусмотренные  нормой действия (например, право  гражданина на обжалование нарушения  его прав на социальную защиту  со стороны государства).

Как уже  было отмечено, субъекты правоотношений в сфере социальной защиты населения- граждане и государственные органы, которые в соответствии с нормами российского законодательства становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Объект рассматриваемых правоотношений- материальные блага и услуги. Содержание правоотношений в сфере социальной защиты населения заключается, с одной стороны, в субъективных правах граждан на получение конкретных видов социальной поддержки или социальной помощи, с другой- в обязанности соответствующих государственных органов предоставить социальную поддержку или социальную помощь.

Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового  регулирования социальной защиты населения  приводит к выводу о том, что эти  правовые категории являются определяющими  в системе социальной защиты населения  России в современный период. Принимаемые  законы и иные нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения  должны в максимальной степени учитывать  отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться  на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский  период, на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Функционирование социального государства  должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной защиты населения- на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.

 

 

Заключение

 

 

В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран  имеет при этом огромное значение. 

Для современной  России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении  населения в целом и всех составляющих его групп.

В этой связи  в первую очередь следует:

·   Четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;

· Выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

·   Продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

·   За государством должно остаться право устанавливать пределы как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

Социальная  политика может быть современной  и гуманистичной лишь тогда, когда она умело вберет в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

Можно выделить следующие требования и условия  социальной справедливости:

- недопущение чрезмерного разрыва в уровне доходов наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоев населения;

- создание равных возможностей для всех граждан для реализации ими своих способностей;

- равная оплата за равный труд;

- равенство всех перед законом и судом;

- введение тех или иных форм бесплатного, за счет государства, образования и бесплатной медицинской помощи;

- забота государства о детях и нетрудоспособных;

- существование достаточно сильного и активного государства, обеспечивающего соблюдение требований социальной справедливости, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике, ведущего реальную и эффективную борьбу с преступностью и коррупцией, надежно охраняющего права, свободы и законные интересы граждан.

Социальная  защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

Реализация  социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем в России.

Для коренного  изменения ситуации требуется принятие Социального кодекса Российской Федерации - базового законодательного акта, закрепляющего основы правового регулирования отношений, направленных на реализацию социальных прав граждан (социальных отношений). Это придаст импульс к реформированию всей социальной сферы. В настоящий момент Социальный кодекс РФ находится на рассмотрении в Государственной думе.

 

Список  литературы

 

1.  http://www.studentu.ru

2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2009.

3. Конституция  РФ.

4.  Мальцев В.А. Основы политологии /М.:ИТРК РСПП, 2008 г.

5. Мальцев  Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2009.

6. Матвиенко В. И. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 2009 г. №4.

7. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 2010.


Информация о работе Социальная политика и социальная справедливость