Социальная политика и социальная справедливость

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она направлена на разрешение проблем внутренней жизни общества и проблем, возникающих во взаимоотношениях с другими обществами и государствами. Оба вида политики находятся в состоянии тесной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния. В свою очередь внутренняя политика подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………………...5
1.1 Основные направления реализации
социальной политики…………………………………………………………….6
1.2 Современная социальная политика…………………………………………9
2. Понятие социальной справедливости……………………………………….14
2.1 "Эволюция " понятия справедливость…………………………………….14
2.3 Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 42.25 Кб (Скачать)

2) кодификацию  действующего законодательства  о социальном обеспечении;

3)устранение противоречий между различными законодательными актами в сфере социального обеспечения;

4) обеспечение  взаимосвязи с актами иных  отраслей законодательства;

5) перевод  максимально возможного числа  норм права социального обеспечения  из подзаконных в законодательные акты;

6) отказ  от бланкетных норм и устранение  декларативности в регулировании  отношений по социальному обеспечению;

7) упорядочение  существующих видов социального  обеспечения без установления  новых видов социального обеспечения  - статус-кво в отношении всех  ныне действующих социальных  льгот в сфере социального  обеспечения;

8) трансформацию  действующих социальных льгот  в сфере социального обеспечения  в денежные выплаты  и социальное обслуживание;

9) установление  социального обеспечения на законодательном  уровне;

10) закрепление  финансирования социального обеспечения  за тем уровнем бюджетной системы,  на котором было принято решение  об его установлении;

11) установление  финансирования профессиональных  льгот и гарантий работникам  и служащим за счет средств  работодателей и средств органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, выделяемых  на их содержание из соответствующих  бюджетов;

12) достижение  максимальной прозрачности в  предоставлении социального обеспечения;

13) наполнение  социального законодательства новыми  содержательными нормами, необходимость  которых назрела в правоприменительной  практике.

В основу проекта Социального кодекса  Российской Федерации положены принципы всеобщности, доступности, приоритетности, добровольности и равенства социальных прав граждан, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения. Принцип всеобщности означает, что социальное законодательство распространяется на всех граждан. Принцип доступности предполагает обеспечение равных возможностей в реализации гражданами своих социальных прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Принцип приоритетности означает, что социальные права граждан приоритетны по отношению к правам государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Заявительный характер получения социального обеспечения закреплен в принципе добровольности. Принцип гарантированности социального обеспечения означает обязанность государства предоставить гражданам для удовлетворения жизненно важных потребностей социальное обеспечение в денежной форме или в форме социального обслуживания в случаях, признаваемых социально значимыми.

Принципы  многообразия и дифференцированности видов и размеров социального обеспечения предполагают, с одной стороны, установление различных видов социального обеспечения, направленных на удовлетворение всевозможных потребностей граждан, а, с другой стороны, возможность одновременного предоставления различных видов социального обеспечения и определение его размеров в зависимости от трудового вклада, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, состава семьи, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов.

Социальное  обеспечение- это денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законодательством о социальном обеспечении социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан. Социальное обеспечение предоставляется:

1) путем  осуществления денежных выплат;

2) путем  оказания социального обслуживания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  социальное обеспечение находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что отношения  по социальному обеспечению подлежат урегулированию не только федеральными законами, но и законами субъектов  Российской Федерации.

Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов  Российской Федерации и территориальных  государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные проектом Социального кодекса Российской Федерации, а также регулируют отношения  по социальному обеспечению, непосредственно  не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных  бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов Ныне действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает создание муниципальных внебюджетных фондов, что, по мнению разработчиков проекта Социального кодекса Российской Федерации, необоснованно ограничивает право органов местного самоуправления на управление муниципальной собственностью. Вместе с тем, следует отметить, что Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает возможность создания муниципальных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия в соответствии с их компетенцией.

Нормы права социального обеспечения, содержащиеся в других актах законодательства о социальном обеспечении, должны соответствовать Социальному кодексу Российской Федерации. В случае противоречия между Социальным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о социальном обеспечении, применяется Социальный кодекс Российской Федерации.

Таким образом, предусматривается, что законодательство о социальном обеспечении должно состоять из Социального кодекса  Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления, регулирующих отношения  по социальному обеспечению. Вместе с тем, нормы права социального обеспечения могут содержаться в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти и иных актах, которые не могут противоречить актам законодательства о социальном обеспечении. При этом Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению, в случаях и пределах, установленных законодательством о социальном обеспечении и указами Президента Российской Федерации.

 

 

 

2. Понятие  социальной справедливости

2.1 "Эволюция " понятия  справедливость

 

Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей. Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в классовом обществе правового и нравственного сознания.

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости, как правило - не переступать установленных от века границ.

Гераклит  утверждал, что "бог" является воплощением  космической справедливости.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли "неба".

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - справедливость - следование мудрости, истинному знанию, порядку  вещей, законам.

Справедливость  Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех добродетелей идеального государства: справедливость — мудрость — мужество — благоразумие. С. почти синоним права.

Аристотель  утверждает: "Понятие о справедливости связано с представлением о государстве ...", - центральным понятием, характеризующим  справедливость, выступает "соразмерность".

Эпикур (34 1 -270 гг. до н.э.) говорил: "справ  е дли в ость - некоторый договор  о том, чтобы не вредить друг другу  и не терпеть вреда". 
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в общественном сознании как фиксация "божьего порядка", выражение воли бога.

Бекон (15 61-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и  создает основания для права.

Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" пишет так: "Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило  разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон".

Спиноза (1632-1677) утверждал, что "справедливость и несправедливость могут быть представлены только в государства".

Кант (1724-1804) пишет, что "сознание справедливости действия, которое я хочу предпринять, - это безусловный долг".

Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция  и есть "существующая справедливость, как действительность свободы в  развитии ее разумных определений".

Марксизм  утверждает, что справедливость - укутанное  в идеологическую оболочку выражение  существующих экономических отношений, ее содержание и состояние зависят  от существующего способа производства, следовательно, все, не соответствующее  данному способу производства, несправедливо.

Такая эволюционная трансформация понятия справедливости привела к ныне известному, приведенному выше, которое определяет справедливость как, в первую очередь, понятие о должном. На мой взгляд, здесь следует остановиться и рассмотреть некоторые свойства современного определения.

Из количества определений справедливости, известных истории и частично приведенных выше, следует, что справедливость - понятие относительное - относительно личности, высказываемой о ней, относительно оно и по отношению к историческим условиям, во время, которых определение появлялось.

Существование таких неприемлемых для определения  справедливости свойств как неопределенность и относительность дает право  сделать вывод, что цель социальной политики крайне велика и не имеет  центра. Оказывается, нет точки приложения силы, которая находится в руках  правящей социальной группы, отсутствует  определение тому месту, куда может  быть направлена энергия властьимущих классов, - все это приводит к дискоординации деятельности субъектов социальной политики и к ответной реакции - реакции протеста со стороны объекта социальной политики.

 

2.3 Социальное  государство и проблемы правового           регулирования социальной защиты  населения в РФ

 

В последние  годы в РФ на смену терминам "социалистическое государство", "советское государство" пришел термин "социальное государство", а понятия "благосостояние советского народа", "рост жизненного уровня советских людей", "все во имя  человека - все для блага человека" заменены понятием "социальная защита населения". И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие - коренное изменение социального положения людей.

В СССР проблема социально-правовой защиты населения  как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение  и образование, гарантированность государственных пенсий. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан. Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.

Что есть социальное государство? "Социальное государство - характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав,  свобод человека, гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия". Другие определения: социальным "называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности"; "государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций". Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества".

Информация о работе Социальная политика и социальная справедливость