Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ социальной поддержки детей в условиях детского сада.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить категорию детей дошкольного возраста как объект социальной поддержки.
2. Определить нормативно-правовые основы социальной поддержки детства.
3. Проанализировать механизмы реализации социальной поддержки детей.
4. Изучить опыт социальной поддержки в условиях детского сада.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки детей 5
1.1. Дети дошкольного возраста как объект социальной поддержки 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Социальная поддержка в условиях детского сада 27
2.1. Исследование механизмов реализации социальной поддержки
детей 27
2.2. Технологии и методы социальной поддержки детей в условиях
детского сада 30
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 41
В ходе образовательной
деятельности разработана, апробирована
и усовершенствована в
Образовательная программа для родителей рассчитана на 90-100 часов. За это время родители получают представление об особенностях возрастных периодов детства, возрастных кризах, депривации и ее влиянии на личностное развитие ребенка, возрастных особенностях усвоения социального опыта, критериях социальной адаптированности, причинах и проявлениях социальной дезадаптации в детском возрасте, наиболее распространенных психических расстройствах в дошкольном возрасте, профилактике социального сиротства, дошкольном воспитании детей с нарушениями развития, профилактике алкоголизма, наркомании и правонарушений у несовершеннолетних и т. д. Подробно образовательная программа для родителей изложена в изданной осенью 2000 г. книге «Психолого-педагогическая помощь семье с приемным ребенком и ребенком-инвалидом», авторами которой являются преподаватели и консультанты школы.
Консультирование детей и их семей проводится в те же сроки, что и обучение. Группа специалистов, работающих в междисциплинарном взаимодействии, - психолог, психиатр и дефектолог консультируют детей и их семьи на дому. После совместного обсуждения результатов осмотра специалисты дают конкретные рекомендации по лечению, организации взаимодействия взрослых с ребенком, намечают пути и способы педагогической коррекции. В зависимости от ведущего нарушения назначается основной куратор - психолог, дефектолог или психиатр. Так, при обострении психического заболевания куратором нуждающегося в специальном лечении ребенка является психиатр, нарушении познавательных процессов - коррекционный педагог, нарушении отношений в семье - психолог. В ходе консультативной работы выявляется и необходимость психолого-психиатрического консультирования самих родителей. Осознание этой необходимости специалистами-консультантами совпало с высказанным желанием слушателей школы получить подобную помощь (18; с.115).
В зависимости от приоритетных
задач медико-психолого-
Проведенные за эти годы семинары и школы для родителей наряду с образовательным и консультативно-коррекционным направлением имели совсем неожиданный «побочный» результат, позитивность которого трудно переоценить: он сказался в пробуждении инициативы и активности самих родителей, объединении родителей, завязавшейся дружбе, взаимной поддержке, расширении их кругозора и интересов.
Обучение родителей проводится при личном контакте со специалистом во время консультативного приема. Врач, психолог, дефектолог обязаны подробно и в доступной форме объяснить родителям суть состояния их ребенка, его причины, прогноз, тактику коррекционной работы и медикаментозного лечения. В связи с этим остро встает вопрос о популярной, лаконичной, понятной взрослым с любым уровнем образования, но при этом соответствующей современной медицинской, психологической, юридической, педагогической науке литературе в помощь родителям детей с различными проблемами развития.
Таким образом, предварительные итоги деятельности родительских школ показывают эффективность такой работы, а также необходимость ее продолжать.
В связи с этим становится
очевидной необходимость
2.2. Технологии и методы социальной поддержки детей в условиях детского сада
Детский сад МДОУ ДС№23 осуществляет педагогическую, медицинскую, психологическую и социальную работу с детьми дошкольного возраста с 3 до 6-7 лет.
Задачи оказания адресной финансовой и материальной поддержки семье в воспитании детей дошкольного возраста и обеспечения доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, заложены в концепции модернизации российского образования. Эти задачи начали решаться в нашем городе еще в 1995 году. Тогда Постановлением главы администрации города в детском саду №23 была открыта социальная группа для детей дошкольного возраста, но этого оказалось недостаточно. Поэтому в 2007 году в дошкольном учреждении была открыта еще одна социальная группа для детей раннего возраста. В настоящее время детский сад является муниципальным дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида так как в нем функционируют две социальные группы от 1,5 до 7 лет). Оплата за детей, посещающих эти группы, производится за счет плановых бюджетных ассигнований города.
В социальные группы принимаются дети по путевкам, выданным на основании решения комиссии по охране прав детства управления образования. Прежде всего, они предоставляются детям из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Изначально путевка выдается ребенку на три месяца пребывания в детском саду, чтобы родители за это время улучшили свое материальное положение и нашли работу. При необходимости путевка может быть продлена до 6 месяцев, но, как правило, и за это время у данной категории родителей совершенно отсутствует желание заботиться о детях и тем более, ходить по инстанциям, устраиваться на работу. Именно таким детям делаются «исключения из правил» при оформлении в детский сад, а самое главное, исключение равнодушия к судьбе маленького человечка. И поэтому, многие из этой категории детей дошкольное учреждение посещают до выпуска в школу.
В детском саду также
функционирует группа коррекции нарушения речевого
развития (от 3 до 7 лет). Одна группа подготовительного
к школе возраста. В компенсирующие группы
коррекции нарушения речевого развития
дети зачисляются на основании заключения
психолого-медико-
В данное время из 35 детей,
посещающих социальные группы дошкольного
учреждения, льготу по оплате 100% имеют
23 ребенка, что составляет 66%; льготу
по оплате 50% имеют 12 детей – 34%.
В последнее время возросло количество
обращений о предоставлении мест в дошкольном
учреждении детям из семей, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
Детский сад обеспечивает
гарантированное
В ходе модернизации российского образования основной упор направлен, прежде всего, на приобщение детей к культурным ценностям, индивидуализацию их обучения и воспитания, социализацию, формирование коммуникативных навыков, оказание помощи родителям в воспитании детей. Поэтому основными задачами дошкольного учреждения являются:
- Создание благоприятных комфортных условий, способствующих нормальному развитию ребенка.
- Формирование основы
базовой культуры личности; осуществление
всестороннего развития
- Совершенствование работы ДОУ по овладению дошкольниками необходимыми знаниями, умениями и навыками при помощи методов и приемов коррекции и компенсации речевой недостаточности.
- Обеспечение социальной
защиты ребенка, его медико-
Для успешного решения поставленных задач в штат ДОУ №23 включены: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, социальный педагог, музыкальный руководитель, медицинский работник, массажист.
Процесс адаптации и реабилитации ребенка в ДОУ является актуальной проблемой дошкольного воспитания. Особенно сложно адаптация к посещению детского сада происходит у детей с нарушениями в развитии. С целью снижения напряженности острого периода адаптации в ДОУ №23 создана социально-педагогическая служба, целью которой является создание условий мягкой адаптации детей «группы риска», формирование положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Медицинская реабилитация помогает проведению комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства, напряжения ребенка. Педагогическая реабилитация помогает проведению дополнительных занятий по «Программе воспитания и обучения в детском саду», а также коррекционных занятий. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков самообслуживания, трудовых умений.
В соответствии с видом учреждения, в ДОУ №23 осуществляется коррекция отклонений в развитии детей. Учитель-логопед обеспечивает благоприятную речевую среду. Организация и содержание образовательного процесса направлена на то, чтобы помочь детям обрести душевный покой, поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развивать социальные навыки общения и поведения в семье. При обучении детей большое внимание уделяется мотивационной стороне деятельности, созданию проблемных ситуаций, логическим играм, моделированию, экспериментированию.
В учреждении работают кружки,
где ведется работа по подготовке
детей к школе, развитию вокальных и танцевальных
данных, познавательных способностей.
Дети социальных групп посещают кружки
бесплатно. Несмотря на то, что наше дошкольное
учреждение посещают социально-запущенные
трудные дети из неблагополучных семей,
наши воспитанники являются постоянными
участниками городских, областных и всероссийских
конкурсов. Танцевальная группа ДОУ принимала
участие в городском смотре-конкурсе «Мастер
педагогического труда», городском благотворительном
концерте, посвященном «Дню защиты детей».
Воспитанники ДОУ за участие в различных
мероприятиях и конкурсах награждены
почетными грамотами и подарками.
Создание в ДОУ №23 специальной предметно развивающей среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обусловливает его творческую активность. На наш взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все это требует привлечения в ДОУ №23 дополнительных внебюджетных средств и так как в последнее время произошли изменения в стратегии управления образованием, появились новые механизмы его финансирования, администрации детского сада приходится искать дополнительные финансовые ресурсы.
Сегодня можно сказать, что открытие социальных групп в ДОУ №23 позволило:
- Обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств на оказание адресной, финансовой и материальной помощи в интересах ребенка.
- Увеличить количество
детей, которым своевременно
- Увеличить охват детей
дошкольным образованием. Налаженный
механизм учета детей из
Социальная работа с детьми «группы риска» с асоциальным поведением должна осуществляться осознанно, профессионально, с высокой долей ответственности.
Дошкольное учреждение
тесно сотрудничает с городской
Психолого-медико-
Социально-эмоциональное воспитание стало одним их важнейших направлений работы с данной категорией детей. Для повышения результативности работы с малообеспеченными и неблагополучными семьями, координации деятельности с органами социальной защиты, с сентября 2008 года в штат ДОУ введена должность социального педагога.
Прежде чем оказать педагогическую поддержку и помощь ребенку, необходимо оценить, каким образом происходит социальное развитие и адаптация дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Необходимо скоординировать деятельность всех специалистов, воспитателей и родителей по оказанию помощи ребенку в его адаптации к условиям ДОУ.
В детском саду ведется работа по комплексному сопровождению ребенка. Различные формы сотрудничества с родителями носят обязательный характер. Это индивидуальные беседы, консультации, анкетирования, тестирования, тренинги, родительские собрания (совместно с детьми), праздники, вечера развлечений, туристические походы, капустники и др..
Работая с семьей в условиях ДОУ, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей, ведь во многих семьях детей есть те или иные проблемы. Поэтому социальному педагогу следует проявлять такт в общении с родителями.
У молодых родителей мало медико-педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. В некоторых семьях стремление к материальному благополучию, нежелание отказаться от удовольствий и развлечений жизни резко снижает заинтересованность в воспитании детей. Необходимо проводить активную педагогическую пропаганду, но при этом соблюдать дифференцированный подход к каждой семье. Существует множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Поэтому работа социального педагога начинается с диагностики внутрисемейных отношений. В этом помогают такие методы, как исследование, наблюдение, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами детского сада (воспитателями, логопедом, педагогом-психологом и др.), а так же с участковым врачом районной поликлиники, с соседями.
Информация о работе Социальная поддержка в условиях детского сада