Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ социальной поддержки детей в условиях детского сада.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить категорию детей дошкольного возраста как объект социальной поддержки.
2. Определить нормативно-правовые основы социальной поддержки детства.
3. Проанализировать механизмы реализации социальной поддержки детей.
4. Изучить опыт социальной поддержки в условиях детского сада.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки детей 5
1.1. Дети дошкольного возраста как объект социальной поддержки 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Социальная поддержка в условиях детского сада 27
2.1. Исследование механизмов реализации социальной поддержки
детей 27
2.2. Технологии и методы социальной поддержки детей в условиях
детского сада 30
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 41
- укрепление правовой защиты детства;
- поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
- обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
- улучшение питания детей;
- обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (8; с.3).
24 июля 1998 г.
был принят Федеральный Закон
«Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской
Законом, нормы которого регулируют общественные отношения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Реализация основных
направлений государственной
а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;
б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности (18; с.52).
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;
- обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);
- установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;
- разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав (8; с.8).
Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованном принятии нормативных актов. В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям в семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:
- обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;
- защиту детей от незаконного перемещения, в том числе за границу;
- защиту прав детей граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах;
- образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;
- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;
- усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т.д.;
- установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;
- создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;
- создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;
- установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;
- создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей; разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;
- защиту прав детей при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
- установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взыскании алиментов (8; с.8).
Основная цель в области поддержки семьи как естественной среды развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение семейного образа жизни. Это предполагает дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые указаны в Национальном плане в интересах детей:
- создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;
- совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми;
- содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;
- сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей (8; с.12).
Кроме вышеназванного Национального
плана в интересах детей, активно
реализуется Федеральная
Президентская программа «Дети России» впервые утверждена Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 "О президентской программе «Дети России». С момента основания Программы в ее состав входили федеральные целевые программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 года в состав Программы вошли еще две: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы» утверждены следующие федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство» (15).
Указом Президента РФ от 16 ноября 2001 г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 732 в составе пяти подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды».
Каждая из федеральных
целевых программ оказывает помощь
определенной категории детей. В
совокупности эти программы улучшают
положение детей в нашей
Выводы по главе 1
Социальная поддержка детей должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);
- задачи по социальному
развитию детей, создание
- задачи по социальному
функционированию детей, создан
Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе
Основные направления являются составной частью социальной политики России и представляют собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей. Кроме Национального плана в интересах детей, активно реализуется Федеральная программа «Дети России». Президентская программа «Дети России» впервые утверждена Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 "О президентской программе «Дети России». С момента основания Программы в ее состав входили федеральные целевые программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 года в состав Программы вошли еще две: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».
Глава 2. Социальная поддержка в условиях детского сада
2.1. Исследование механизмов реализации социальной поддержки
детей
На основе анализа отечественного и международного опыта социальной поддержки детей дошкольного возраста, рассмотрим механизмы, формы и методы реализации социальной поддержки детей.
В настоящее время
все большее распространение в странах Восточной Европы (Польша,
Румыния, Болгария), а также в России получают
образовательные программы, направленные
на повышение родительской медико-психолого-
Например, одной из апробированных высокоэффективных моделей междисциплинарной и многоплановой работы с детьми и их семьями является «Школа опекунов-родителей», возникшая осенью 1999 г. в городе Москве в рамках региональной общественной благотворительной организации «Педагогический поиск» и предназначенная для приемных родителей, опекунов и лиц, готовящихся к усыновлению. В дальнейшем круг слушателей школы был значительно расширен за счет родителей детей-инвалидов, детей с психической патологией и с тяжелыми формами школьной и социальной дезадаптации.
Информация о работе Социальная поддержка в условиях детского сада