Социальная поддержка в условиях детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ социальной поддержки детей в условиях детского сада.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить категорию детей дошкольного возраста как объект социальной поддержки.
2. Определить нормативно-правовые основы социальной поддержки детства.
3. Проанализировать механизмы реализации социальной поддержки детей.
4. Изучить опыт социальной поддержки в условиях детского сада.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки детей 5
1.1. Дети дошкольного возраста как объект социальной поддержки 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Социальная поддержка в условиях детского сада 27
2.1. Исследование механизмов реализации социальной поддержки
детей 27
2.2. Технологии и методы социальной поддержки детей в условиях
детского сада 30
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

СР в ДОУ курс Сокол 9.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

- укрепление правовой защиты детства;

- поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

- обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

- улучшение питания детей;

- обеспечение воспитания, образования и развития детей;

- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (8; с.3).

24 июля 1998 г.  был принят Федеральный Закон  «Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство  «признает детство важным этапом  жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает также основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т.д. (15).

Законом, нормы которого регулируют общественные отношения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации требует решения следующих по укреплению правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН  о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;

б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности (18; с.52).

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности  в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие  задачи:

- предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

- обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

- установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;

- разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав (8; с.8).

Фактическая ситуация с  российскими детьми, их правовой защитой  обусловливает необходимость в  поэтапном и экономически обоснованном принятии нормативных актов. В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям в семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:

- обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;

- защиту детей от незаконного перемещения, в том числе за границу;

- защиту прав детей граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах;

- образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;

- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;

- усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т.д.;

- установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;

- создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

- создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;

- установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;

- создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей; разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;

- защиту прав детей при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

- установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взыскании алиментов (8; с.8).

Основная  цель в области поддержки семьи  как естественной среды развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение семейного образа жизни. Это предполагает дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые указаны  в Национальном плане в интересах  детей:

- создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;

- совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми;

- содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;

- сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей (8; с.12).

Кроме вышеназванного Национального  плана в интересах детей, активно  реализуется Федеральная программа «Дети России».

Президентская программа  «Дети России» впервые утверждена Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 "О президентской программе «Дети России». С момента основания Программы в ее состав входили федеральные целевые программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 года в состав Программы вошли еще две: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».

Постановлением Правительства  РФ от 25 августа 2000 г. № 625 «О федеральных  целевых программах по улучшению  положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы» утверждены следующие федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство» (15).

Указом Президента РФ от 16 ноября 2001 г. № 1328 «О президентских  программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.

Федеральная целевая  программа «Дети России» на 2003-2006 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2002 г. № 732 в составе пяти подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды».

Каждая из федеральных  целевых программ оказывает помощь определенной категории детей. В  совокупности эти программы улучшают положение детей в нашей стране.

 

Выводы по главе 1

 

Социальная поддержка детей должна быть направлена на решение следующих основных задач:

- задачи по спасению  детей, деятельность, направленная  на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);

- задачи по социальному  развитию детей, создание необходимых  условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

- задачи по социальному  функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

Решение этих задач позволяет  создать в обществе действительно  благоприятную для детей среду  жизнедеятельности и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе

Основные направления  являются составной частью социальной политики России и представляют собой  целостную систему мер по решению  приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей. Кроме Национального плана в интересах детей, активно реализуется Федеральная программа «Дети России». Президентская программа «Дети России» впервые утверждена Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 "О президентской программе «Дети России». С момента основания Программы в ее состав входили федеральные целевые программы: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 года в состав Программы вошли еще две: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».

 

Глава 2. Социальная поддержка  в условиях детского сада

 

2.1. Исследование  механизмов реализации социальной поддержки

детей

 

На основе анализа  отечественного и международного опыта  социальной поддержки детей дошкольного  возраста, рассмотрим механизмы, формы  и методы реализации социальной поддержки  детей.

В настоящее время  все большее распространение в странах Восточной Европы (Польша, Румыния, Болгария), а также в России получают образовательные программы, направленные на повышение родительской медико-психолого-педагогической компетентности. Для того чтобы помочь родителям разобраться в особенностях ребенка и целенаправленно добиваться оптимального эффекта - его позитивной социализации, наряду с постоянной опорой на специалистов различного профиля, осуществляющих комплексный междисциплинарный патронаж, им необходимы базовые знания в области психологии, психиатрии, дефектологии, наркологии и т. п.

Например, одной из апробированных высокоэффективных моделей междисциплинарной и многоплановой работы с детьми и их семьями является «Школа опекунов-родителей», возникшая осенью 1999 г. в городе Москве в рамках региональной общественной благотворительной организации «Педагогический поиск» и предназначенная для приемных родителей, опекунов и лиц, готовящихся к усыновлению. В дальнейшем круг слушателей школы был значительно расширен за счет родителей детей-инвалидов, детей с психической патологией и с тяжелыми формами школьной и социальной дезадаптации.

Информация о работе Социальная поддержка в условиях детского сада