Социальная поддержка в условиях детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ социальной поддержки детей в условиях детского сада.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить категорию детей дошкольного возраста как объект социальной поддержки.
2. Определить нормативно-правовые основы социальной поддержки детства.
3. Проанализировать механизмы реализации социальной поддержки детей.
4. Изучить опыт социальной поддержки в условиях детского сада.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки детей 5
1.1. Дети дошкольного возраста как объект социальной поддержки 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Социальная поддержка в условиях детского сада 27
2.1. Исследование механизмов реализации социальной поддержки
детей 27
2.2. Технологии и методы социальной поддержки детей в условиях
детского сада 30
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

СР в ДОУ курс Сокол 9.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение  процессов социализации, социального функционирования и социального развития. В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых (29.С.70). Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Именно здесь формируются «кадры» для уличной и организованной преступности и детской проституции, появляются возможности для экономической эксплуатации детей.

Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка (26).

Ещё одной, наиболее трагической  группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни.

Социальная помощь брошенным  детям – это, прежде всего, решение  задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

- оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация  ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;

- назначение, оформление  и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания (23; с.72).

Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, занимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия «беспризорность» и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.

Основными причинами  беспризорности в обществе являются, во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п. Действуя в совокупности, эти причины могут привести к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое проявляется, в том числе, и как беспризорность (6; с.81).

Социальная работа с  беспризорными направлена на достижение следующих целей:

-изъятие ребёнка из негативного  социального окружения;

- первичная социальная адаптация  его к жизни в здоровой социальной среде;

- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;

- возвращение ребёнка к позитивным  формам социальной активности.

3.Дети-сироты, число которых сегодня  тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи (31). Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке.

Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:

- меры, направленные на  компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);

- защита имущественных  и жилищных прав;

- материальное обеспечение  (назначение и регулярная выплата  пособия или пенсии);

- создание необходимых  условий для всестороннего развития и образования,

- профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.

Кроме того, в соответствии с названной программой, каждый регион Российской Федерации может и должен, исходя из собственных возможностей, искать и разрабатывать свои собственные направление, формы и способы деятельности по социальной защите сирот (6; с.82).

4.Дети, подвергающиеся  жестокому обращению со стороны  взрослых. Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с большим трудом.

Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице). Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов и друзей).

Жестокое обращение  с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах, таких как:

- физическая жестокость (побои и насилие);

- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребёнка);

- морально-психологическая  жестокость (угрозы, насмешки, унижение  и психологическая холодность);

- сексуальное насилие  над ребёнком (31; с.65).

В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению:

- выявление фактов  жестокого обращения с ребёнком;

- ограждение его от  насилия и жестокости (вплоть  до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);

- оказание ребёнку необходимой  медицинской, психологической и правовой помощи;

- рассмотрение и решение вопроса  о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5.Дети со специфическими социальными  и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).

Социальная работа с  этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения, создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей (6; с.84).

Эффективная социальная работа с детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

- безусловный приоритет  прав и интересов ребёнка;

- оперативность в решении  социальных и личностных проблем  ребёнка;

- индивидуальный подход  к решению социальных и личностных  проблем ребёнка;

- равенство интересов и прав всех детей, независимо от их личных и социальных характеристик;

- непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребёнка;

- гуманизм.

Реализация этих принципов  на практике позволяет обществу выстроить действительно эффективную систему социальной защиты и поддержки детей, обеспечив себе, таким образом, возможность последовательного, непрерывного и поступательного развития.

 

 

1.2. Нормативно-правовые  основы социальной поддержки  детей 

Первоосновой системы  защиты детей выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы местные положения, инструкции, методики.

Международное законодательство по защите детства представлено Декларацией  прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федерации, Закон о семье, Закон об образовании. В России действуют президентская программа «Дети России», издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их размеров». В 1994г. издан ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», об организации летнего отдыха и т.д.

Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента Российской Федерации от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (15).

Социальная защита населения  и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических основах определяют соотношение Основных направлений с положениями таких международно-правовых актов, как Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Общая цель государственной  социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

Информация о работе Социальная поддержка в условиях детского сада