Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.………………………………………………4
3. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.………………………………………………………13
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

     В 1920-1930-е годы трижды арестовывался  органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден  ВКВС за принадлежность к «террористической  организации» и в тот же день расстрелян.

     Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые  отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете  поплатившись за это собственной  жизнью. 

 

Ахмета  Байтурсынова.

     Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана  пламенной заботой о самоопределении  казахов, развитии культуры, образовании  и науки, сохранении в веках самобытного  народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции».

     А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек, Жангельдинского  района, Тургайской области,

     А. Байтурсынов в программной статье, опубликованной в первом номере газеты «Казах» писал: «Для того, чтобы сохранить  свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь  вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке  и имеет свою литературу…». Эти  высказывания и ныне не утратили свою значимость.

     Именно  он заложил лингвистические основы изучения родного языка, выступил автором  первого учебника по казахскому литературоведению, кроме этого, он занимался общественной работой. Возглавлял Академический  центр республики, был профессором  филологии первого в истории  казахского народа государственного университета.

     Однако  его плодотворная научно-творческая деятельность в конце двадцатых  годов была насильственно прервана. В июне 1929 года он был на 10 лет  арестован и выслан в Архангельскую  область, а жена и дочь отправлены в Томск. В результате активного  вмешательства А.М. Горького и Е. Пешковой через международную организацию  Красного Креста в 1934 году ему удается  соединиться семьей и вернуться  в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового  врага» как клеймо позора постоянно  преследует его. В октябре 1937 года Ахмет  Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря  расстрелян как «враг народа»  в застенках НКВД.

     И вот через много лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А. Байтурсынова увековечены  в г. Костанае. Его имя носит  Кустанайский Государственный Университет. В городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя.

     Многогранный  талант А. Байтурсынова позволял ему  пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографам, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста.Его стихи дети быстро запоминали и по ним учились грамоте. Ахмет – был великим Устазом – Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры. 

 

    Заключение.

     В период развития казахской реалистической литературы XX века формировались и  развивались ее взаимоотношения  с литературами народов, входивших  в состав Российского государства, наметились тенденции приобщения к  художественным ценностям народов  зарубежных стран.

Достижения казахской реалистической литературы XX века были творчески восприняты поэтами и писателями, жившими в наступившем, наполненном социальными взрывами, в бурном XX веке. 

 

    Список  литературы.

    1. Социология.  Габдуллина К, Раисов Е. Алматы: Нур-пресс, 2005. - 202 с.
    2. http://www.okynet.kz/uploads/Dostar/yzel%20saita/yzel/raushan%20koshenova.htm
    3. http://www.nklibrary.kz/elib/collect/statyii/magnetism.html
    4. http://semestr.kz/rusref/4/133-shakarim-kudayberdiev.html
    5. http://wap.history1997.forum24.ru/?1-11-100-00000055-000-0-0-1229712074
    6. http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bukeyhanov_an.php

Информация о работе Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане