Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.………………………………………………4
3. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.………………………………………………………13
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

 

  Султанмахмут  Торайгыров.

  Смысл своей жизни Торайгыров видел  в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного  и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение,— так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?

  В поисках истины одаренный юноша  стал знакомиться с социально-политической, философской литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.

  "Если  жизнь посвятишь ты мечте..." Лирика Торайгырова разнообразна  по тематике: у него есть гражданские  и философские стихотворения,  много стихов о любви и природе.  Но, прежде всего Султанмахмут, как  говорилось, был гражданским поэтом.

  Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!" ("Когда придет черед"). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".

  Султанмахмут  придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным  протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения "Судьба", "Айт", "На кочевку", "Бедность", "Что за цель в учении?" и др.

  Религия — духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого  значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций — всегда вызывала к себе неоднозначное отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться в роль религии в разную историческую эпоху, лишь подчеркнем, что во времена Султанмахмута далеко не все служители культа (мечети или церкви, вспомните "Чаепитие в Мытищах") могли быть образцами духовности. Их социально-экономическое положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев.

  С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю  жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков.

   Добрые  дела творить хочу". С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских  как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины. 
 
 

 

Шакарим Кудайбердиев.

     Шакарим живо интересовался историей западной философской мысли, идеями таких  мыслителей, как Огюст Конт и Артур  Шопенгауэр. Он размышлял над социальными  вопросами своего времени, мечтал о  справедливом устройстве жизни —  без насилия власть имущих, эгоизма  и косности. Шакарим избрал нелегкий путь искателя истины, он был одержим  жаждой познания нового. В 1903 году он становится членом Семипалатинского подотдела  Западно-Сибирского отдела Русского императорского географического общества. В поисках  новых знаний и впечатлений совершает  путешествие в Турцию, и даже паломничество  в Мекку, руководствуясь не только религиозными, но и познавательными целями. Как  писал Шакарим в автобиографической поэме «Жизнь забытого», он приобретал различные книги и, относясь ко всему  критически, отвергал ложь.

     Лишь  к сорока годам Ш. Кудайбердиев решил  всерьез заняться поэзией и по совету своего наставника Абая сочиняет стихотворения, выдержанные в духе гуманистического просветительства. Смерть Абая потрясла Шакарима. Стихотворение, написанное им в память об учителе, исполнено душевной теплоты, раздумий о взаимоотношениях поэта и общества. Теперь Шакарим видит смысл своей  жизни в служении народу с помощью  художественного слова, в углублении собственных познаний, в нравственном самосовершенствовании. Он круто меняет свой образ жизни, сторонится людей, житейской суеты и треволнений  и, в конце концов, уходит в Шынгысские горы, где ведет одинокую жизнь  поэта и мыслителя. Авторитет  его в народе заметно возрастает.

     Последний период жизни Шакарима совпал с большими историческими событиями — революцией 1905—1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным  движением 1916 г. в Казахстане, Февральской  и Октябрьской революциями, гражданской  войной, установлением советской  власти, коллективизацией.

Приходит конец  и добровольному отшельничеству поэта. Он должен был как-то определиться, найти себя в истории, перемалывавшей в своих жерновах целые страны и народы, отыскать верные ориентиры. Шакарим искал социальную истину, порой ошибался, и тогда его  имя использовали те, кто, по сути дела, были далеки от идей гуманистического устроения жизни, но в своих поисках  поэт был неизменно искренним. В  конце 20-х — начале 30-х годов, когда  сталинский режим сформировался  и окреп, а коллективизация пришла также и в Казахстан, Шакариму все труднее становилось писать в этих условиях, ведь приходилось  соизмерять слово не с велениями души, а с директивными установками. Он вновь решает уйти в горы, но на этот раз задуманному не суждено было осуществиться. Реакционеры, подозревая старого поэта в связях с бандой, арестовали его, но вскоре отпустили, поскольку никаких улик против него не было. Однако, спустя несколько дней, второго октября 1931 года, Шакарим Кудайбердиев был убит. В свое оправдание убийцы состряпали донесение, в котором говорилось, что Ш. Кудайбердиев возглавлял бандитское формирование и погиб в перестрелке с властями. Таким образом, поэт был не только убит, но и оклеветан. Его имя было долгое время в забвении, лишь в условиях восстановления исторической правды и справедливости стало возможным возвращение имени поэта народу.

     В его исторических, философских и  публицистических трудах затрагиваются  многие проблемы общественной и культурной жизни.

     Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих  духовных поисках, в том числе  и в религиозных исканиях, ислам  поэт трактовал с гуманистических  позиций, он стремился акцентировать  внимание на нравственной основе религиозных  идей.

     В художественных произведениях и переводах Ш. Кудайбердиев стоял на позициях просветительского гуманизма и внес своим творчеством значительный вклад в развитие казахской литературы конца XIX — начала XX века. 

 

      Букейханов  А., Байтурсынов А. О национальном возрождении  и государственности.

Алихан  Букейханов.

     Алихан  Букейханов стоял у истоков возрождения  нашей национальной государственности, если допустимо говорить о месте, значении и вкладе великих личностей  в нашей истории, то эта личность нами должна восприниматься наравне  с Абылай ханом ,  Абаем, Кереем и  Жанибеком.

И вот такую  личность, так называемый советский  режим, а точнее сталинско-брежневская  тоталитарная  система управления империей полностью исключила из нашей  политической, научной жизни, запрещали его идеи и  его произведения. Официальные идеологи  и советская  наука говорили о нём  как о  преступнике, о враге казахского народа и т.д. Анализируя  практическую деятельность Алихана Букейханова  ещё раз убеждаемся, что главная  его цель – это возрождение  национальной государственности, построение для родного народа, на своей Родине- демократического, независимого  и  свободного Казахского государства. Точнее и глубже сказать: они, эти позиции, были глубоко враждебны, антогонически  не примиримы друг с другом.

     Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской  интеллигенции, которая «видит будущее  киргизской степи в сознательном претворении западной культуры —  в самом широком смысле этого  слова» и «возьмёт за образец… в  частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального  движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

     Алихан  Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта  в связи с характеристикой  его творчества была напечатана в  газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического  общества» в 1907 году.

     Член  партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов  попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения» (ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, д. 2, ч. 39, л. 63); освобождён через 3 месяца. Член 1-й Государственной  Думы. Подписал Выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению. В 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в Самаре. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.

     Имя Букейханова значилось в перечне  имен Санкт-Петербургской масонской  ложи «Полярная звезда». Основание  самарской группы масонов совпадает  по времени со встречей Букейханова  с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова  комиссаром Временного правительства  по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Букейханов считал, что именно через  масонство ему удастся достичь  своих целей: вместе с Россией  и под её патронажем добиться автономии  Казахстана, включающей в себя собственный  парламент, самоуправление, то есть право  на управления финансами и наличие  собственного законодательства и рядом  других атрибутов самостоятельной  государственности.

     Но  его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской  революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом  главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также  по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства  и церкви). Свои мотивы он изложил  в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей  по партии и масонских «братьев»  «сохранить империю при существующих границах».

     Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные  предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом .Байтурсыновым  и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято  решение о предоставлении в составе  Сибирской республики автономии  казахам.

     В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова  на 2 Всеказахском курултае (учредительном  съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство  казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.

     В гражданской войне А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону  баррикад» вместе с сибирскими правителями  почти до конца 1919 года, когда они  оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение  — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в  обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».

     Поскольку идея автономии не отвергалась Советской  властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма  и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейхана была расценена  не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый  между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской  интеллигенции.

Информация о работе Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане