Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:55, реферат
Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.………………………………………………4
3. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.………………………………………………………13
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….19
Султанмахмут Торайгыров.
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение,— так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?
В
поисках истины одаренный юноша
стал знакомиться с социально-
"Если
жизнь посвятишь ты мечте..."
Лирика Торайгырова
Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!" ("Когда придет черед"). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".
Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения "Судьба", "Айт", "На кочевку", "Бедность", "Что за цель в учении?" и др.
Религия
— духовно-культурное, нравственно-психологическое,
социально-философское явление
С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков.
Добрые
дела творить хочу". С. Торайгыров
создал несколько поэм, новаторских
как по содержанию, так и по форме.
В противовес поэтам, обращавшимся
только к темам истории зарубежного Востока,
он решительно повернулся лицом к живой
современности, к настоящей жизни своей
Родины.
Шакарим Кудайбердиев.
Шакарим
живо интересовался историей западной
философской мысли, идеями таких
мыслителей, как Огюст Конт и Артур
Шопенгауэр. Он размышлял над социальными
вопросами своего времени, мечтал о
справедливом устройстве жизни —
без насилия власть имущих, эгоизма
и косности. Шакарим избрал нелегкий
путь искателя истины, он был одержим
жаждой познания нового. В 1903 году он становится
членом Семипалатинского подотдела
Западно-Сибирского отдела Русского императорского
географического общества. В поисках
новых знаний и впечатлений совершает
путешествие в Турцию, и даже паломничество
в Мекку, руководствуясь не только религиозными,
но и познавательными целями. Как
писал Шакарим в
Лишь к сорока годам Ш. Кудайбердиев решил всерьез заняться поэзией и по совету своего наставника Абая сочиняет стихотворения, выдержанные в духе гуманистического просветительства. Смерть Абая потрясла Шакарима. Стихотворение, написанное им в память об учителе, исполнено душевной теплоты, раздумий о взаимоотношениях поэта и общества. Теперь Шакарим видит смысл своей жизни в служении народу с помощью художественного слова, в углублении собственных познаний, в нравственном самосовершенствовании. Он круто меняет свой образ жизни, сторонится людей, житейской суеты и треволнений и, в конце концов, уходит в Шынгысские горы, где ведет одинокую жизнь поэта и мыслителя. Авторитет его в народе заметно возрастает.
Последний
период жизни Шакарима совпал с большими
историческими событиями —
Приходит конец и добровольному отшельничеству поэта. Он должен был как-то определиться, найти себя в истории, перемалывавшей в своих жерновах целые страны и народы, отыскать верные ориентиры. Шакарим искал социальную истину, порой ошибался, и тогда его имя использовали те, кто, по сути дела, были далеки от идей гуманистического устроения жизни, но в своих поисках поэт был неизменно искренним. В конце 20-х — начале 30-х годов, когда сталинский режим сформировался и окреп, а коллективизация пришла также и в Казахстан, Шакариму все труднее становилось писать в этих условиях, ведь приходилось соизмерять слово не с велениями души, а с директивными установками. Он вновь решает уйти в горы, но на этот раз задуманному не суждено было осуществиться. Реакционеры, подозревая старого поэта в связях с бандой, арестовали его, но вскоре отпустили, поскольку никаких улик против него не было. Однако, спустя несколько дней, второго октября 1931 года, Шакарим Кудайбердиев был убит. В свое оправдание убийцы состряпали донесение, в котором говорилось, что Ш. Кудайбердиев возглавлял бандитское формирование и погиб в перестрелке с властями. Таким образом, поэт был не только убит, но и оклеветан. Его имя было долгое время в забвении, лишь в условиях восстановления исторической правды и справедливости стало возможным возвращение имени поэта народу.
В его исторических, философских и публицистических трудах затрагиваются многие проблемы общественной и культурной жизни.
Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих духовных поисках, в том числе и в религиозных исканиях, ислам поэт трактовал с гуманистических позиций, он стремился акцентировать внимание на нравственной основе религиозных идей.
В
художественных произведениях и переводах
Ш. Кудайбердиев стоял на позициях просветительского
гуманизма и внес своим творчеством значительный
вклад в развитие казахской литературы
конца XIX — начала XX века.
Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.
Алихан Букейханов.
Алихан Букейханов стоял у истоков возрождения нашей национальной государственности, если допустимо говорить о месте, значении и вкладе великих личностей в нашей истории, то эта личность нами должна восприниматься наравне с Абылай ханом , Абаем, Кереем и Жанибеком.
И вот такую личность, так называемый советский режим, а точнее сталинско-брежневская тоталитарная система управления империей полностью исключила из нашей политической, научной жизни, запрещали его идеи и его произведения. Официальные идеологи и советская наука говорили о нём как о преступнике, о враге казахского народа и т.д. Анализируя практическую деятельность Алихана Букейханова ещё раз убеждаемся, что главная его цель – это возрождение национальной государственности, построение для родного народа, на своей Родине- демократического, независимого и свободного Казахского государства. Точнее и глубже сказать: они, эти позиции, были глубоко враждебны, антогонически не примиримы друг с другом.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.
Член
партии кадетов с 1905 г. В конце 1905
г. в Уральске на съезде делегатов 5
областей был одним из инициаторов
попытки создания Киргизской (Казахской)
конституционно-
Имя
Букейханова значилось в
Но
его пути с кадетами и масонами
разошлись после февральской
революции, поскольку он перестал находить
поддержку среди них в самом
главном вопросе —
Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом .Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.
В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.
В гражданской войне А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».
Поскольку
идея автономии не отвергалась Советской
властью, А. Н. Букейханов счел для себя
возможным на легальной основе работать
в сфере культуры. Платформа марксизма
и экономического материализма, казалось
ему, давала условия для критического
подхода к национальной политике,
и к методам насаждения социализма.
Но деятельность А. Букейхана была расценена
не просто как оппозиция и инакомыслие,
а как «контрреволюционная
Информация о работе Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане