2.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И
ОСОБЕННОСТИ ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ
Способами,
специальными приемами ведения социальной
диагностики являются методы. Они
оживляют технологические компоненты
диагностики. разнообразие ее методов
зависит от специфики диагностируемого
социального явления, поставленных целей
и задач исследования.
Систему
методов социальной диагностики условно
можно подразделить на две основные группы:
методы проведения диагностического исследования
и методы анализа диагностической информации,
определения приоритетности проблем.
Методы первой группы позволяют получить
наиболее достоверную информацию о явлении,
объекте исследования. К их числу относятся
следующие методы: сбор первичной информации,
ознакомление с документальными и статистическими
материалами; диагностическая беседа;
наблюдение; интервью; анкетирование;
тестирование и др. После проведения диагностического
исследования необходимо приступить к
анализу диагностической информации,
а в ряде случаев и к определению приоритетных
проблем. Данная технологическая процедура
диагностики имеет свои методы. К их числу
специалисты относят:метод классификации;
метод корреляции; метод сравнительного
анализа проблем; метод контент-анализа;
экспертные методы парных и множественных
сравнений, ранжирования альтернатив;
метод дифференциации и др.
2.1.
Методы проведения диагностического исследования
На
самом начальном этапе ведения диагностики
целесообразно использовать метод сбора
первичной информации, ознакомиться с
имеющимися документами и статистическими
материалами. Исследуя то или иное социальное
явление, важно изучить соответствующие
нормативные документы, справки, отчеты.
Если социальным объектом выступает, например,
ребенок, находящийся в специализированном
реабилитационном учреждении (приюте),
то сбор информации о нем начинается буквально
сразу же. В первую карантинную неделю
его проживания здесь проводится первичное
обследование. Собирается информация,
необходимая для характеристики социального
статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен,
что известно о его родителях, родственниках,
где воспитывался ранее, какой класс и
какой школы посещал, есть ли прописка.
Тогда же специалисты по социальной работе
проверяют наличие и характер документов,
составляющих личное дело ребенка: справка
о рождении, медкарта, справка о прописке,
табель или справка из школы, которую он
посещал и др. Первичная информация о ребенке
включает в себя данные оперативного медицинского
освидетельствования и психологического
обследования. Освидетельствование отражает
общефизическое развитие ребенка, состояние
его нервной системы, результаты лабораторного
обследования. Первичное психологическое
исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической
сферы ребенка, определить его тип нервной
системы, выявить особенности поведенческих
реакций на стресс, сохранность интеллекта
и др.
В
ряде случаев сбор первичной информации
о социальном явлении обязательно сопровождается
ознакомлением и со статистическими материалами.
В частности, это делается при диагностическом
исследовании проблем занятости, ситуации
на рынке труда, процессов демографической
направленности и др.
Распространенным
методом социальной диагностики является
беседа. Ее обследовательский, клинический
характер позволяет получить достоверную
информацию, уточнить некоторые предположения
и восстановить более широкий контекст
происхождения симптомов. Вопросы, которые
может задать специалист по социальной
работе, выступая в ходе беседы с ребенком
в роли психодиагноста, могут быть самые
разнообразные. Воспроизведем их, учитывая
технологическую значимость умело организованной
диагностической беседы:
38)
У него бывает чувство стыда, позора или
виновности?
39)
У него бывает чувство своей ущербности,
неполноценности?
40)
Лжет как-нибудь? Когда и как? 41) Выдумывает
о себе неправдивые истории?
42)
Как заботится о своей внешности? 43) Как
соблюдает порядок в своих вещах? И т. п.
(Абрамова Г.С. Практическая психология.
М., 1997. С. 67—68). Выбор вопросов для диагностической
беседы осуществляется специалистами
по социальной работе или социальным психологом
с учетом их практики и опыта проведения
такого исследования. Важно при этом учитывать
и результаты наблюдения за поведением
ребенка, и другие ситуативные особенности.
Особым
методом проведения диагностического
исследования да и вообще профессиональным
атрибутом общения специалиста по социальной
работе является наблюдение. Оно позволяет
получить значительную информацию о клиенте,
о его психологических особенностях, оценке
им конкретной ситуации, его отношении
к окружающим и др. Поведенческая реакция
диагностируемого отслеживается специалистом
в журнале наблюдения.
В
ряде случаев для получения более достоверной
информации специалисту необходимо регулярно
и довольно продолжительное время наблюдать
за своим подопечным. Внешне незаметный
и системный характер наблюдения позволяет
снизить влияние фактора сознательной
самопрезентабельности исследуемого.
Такая самопрезентация наблюдается тогда,
когда специалист по социальной работе
отслеживает словесную (вербальную) информацию
клиента. В этом случае он очень часто
стремится подать себя, выглядеть лучше
и проявить наиболее привлекательные
стороны своего характера. Черты демонстративности
могут скрыть реальный образ человека.
И специалисту необходимо учитывать это,
задаваясь вопросами: “Является ли он
сейчас самим собой? Всегда ли он такой?”
Без осмысления этого специалист может
оказаться в “плену артистизма своего
подопечного” и не получить достоверной
информации в ходе такого “наблюдения”.
В меньшей мере подвержена заданная несловесная
информация о наблюдаемом клиенте. Эту
невербальную информацию специалист воспринимает
через движения, жесты, мимику и пантомиму,
тембр голоса и темп речи. Наблюдая, например,
за деятельностью ребенка, находящегося
в реабилитационном учреждении, следует
особое внимание обратить на такие показатели:
общий фон настроения; контактность; эмоциональное
реагирование на поощрение и одобрение,
замечания и требования; реакция на трудности
и неуспехи при выполнении заданий. Совместно
с логопедом специалист по социальной
работе в ходе наблюдения за речью, а в
ряде случаев и за письменными работами
исследуемых, получает данные о развитии
речевой сферы детей.
Свои
особенности имеет технология системного
и комплексного наблюдения за детьми и
подростками в условиях реабилитационного
центра. В одной из публикаций на страницах
журнала “Семья в России” (1997 г.) показана
специфика такого комплексного диагностического
наблюдения. При работе с малышами социальный
педагог или специалист по социальной
работе должен оценить: сформированность представлений у детей
об окружающем мире; сформированность
речевой сферы; общий уровень умственного
развития, понятливость; навыки общения
со взрослыми и сверстниками; особенности
игровой и учебной деятельности, наличие
положительных ориентации, результативность
деятельности; проявление навыков произвольного
внимания и деятельности; отношение к
указаниям взрослых; умение правильно
оценивать свои поступки и поступки других;
степень сформулированности двигательных
навыков и умений, двигательной активности;
положительные и отрицательные черты
индивидуальности. Специалистам же, ведущим
комплексное и системное наблюдение за
подростками, следует учитывать следующие
особенности этого процесса: выявлять
наличие мотивации к обучению и трудовой
деятельности, самообслуживанию; определять
уровень их общей осведомленности, способность
к обучению, овладению новыми навыками;
подмечать способность правильно оценивать
свои поступки и поступки других, а также
реагирование на поощрения и наказания;
наблюдать за характером их отношений
со взрослыми, сверстниками, за уровнем
общительности, открытости, выявлять индивидуальные
их склонности, способности, навыки самообслуживания,
проявления внешней культуры поведения,
особенности сексуального поведения;
наблюдать за отношением подростков к
нормам морали, права, к курению, употреблению
алкоголя, других токсичных средств; подмечать
сильные и слабые стороны индивидуальности.
Сопоставляя данные наблюдения с другими
методами диагностики, специалисты составляют
соответствующие программы социальной
реабилитации.
Осуществляя
системное наблюдение за детьми, имеющими
трудности в познавательной деятельности,
за дезадаптированными подростками, специалисты
нередко отмечают двигательную расторможенность
или гипердинамический синдром, который
проявляется в том, что ребенок беспокоен,
неусидчив, импульсивен. По мнению психологов,
это может быть симптомом семейного алкоголизма
или педагогической запущенности ребенка.
С
методом наблюдения соприкасаются и такие
методы диагностики, как интервью, анкетирование,
тестирование. Специалист может проводить
наблюдение во время интервью, а также,
когда ждет ответы на вопросы анкеты или
тестового задания. Интервью позволяет
получить дополнительную диагностическую
информацию о социальном объекте, например
о трудном подростке, выявляя мнение о
нем учителей-предметников, тренера спортивной
школы и др. Выделяют два типа интервью:
свободное и формализованное. При свободном
типе специалист не оказывает большого
влияния на направленность беседы, а лишь
изредка задает интервьюируемому наводящие
вопросы. В ходе формализованного интервью
роль проводящего его специалиста значительно
активнее. В данном случае интервьюируемый
лишь отвечает на его вопросы.
Диагностический
метод анкетирования предназначен для
выявления мнений и конкретных фактов
у большого круга лиц. При проведении анкетирования
необходимо, по меньшей мере, учитывать
следующие требования: должна быть сформулирована
понятным языком цель исследования; сами
вопросы анкеты должны быть короткими
и простыми, по возможности предвидящими
однозначные ответы <да” или “нет”;
вопросы должны быть расположены в логическом
порядке; целесообразно анкетные вопросы
группировать для облегчения дальнейшей
обработки информации и др.
Диагностический
тест, будучи пробным заданием, определенным
испытанием для диагностируемых, нацелен
на получение более углубленной информации
с помощью вопросов, проективных рисунков,
геометрических фигур и других исследовательских
материалов, разработанных и апробированных
специалистами. Существуют тесты, которые
позволяют определить уровень тревожности
лица, степень его общительности и коммуникабельности,
возможности стрессоустойчивости. Все
это важно учитывать тем, кто работает
с людьми и особенно социальным работникам
и специалистам по социальной работе,
которые каждодневно имеют дело с людьми,
нуждающимися в особом внимании, заботе,
терпимом и деликатном отношении к себе.
Широко
применяется диагностическое тестирование
для выявления индивидуальных особенностей
детей и подростков, определения их отношения
к людям, своему прошлому, настоящему.
Необходимость в применении этого
метода диагностики усиливается при работе
с воспитанниками детских домов, приютов,
реабилитационных центров, где дети имеют
проблемы в процессе своей социализации.
Для диагностики особенностей познавательной
и эмоциональной сфер детей до пяти лет,
как правило, используются следующие тестовые
методики: задания с кубиками, выявляющие
умение производить сравнение трехмерных
моделей и устанавливать идентичность;
задания с соотнесением предметов, которые
выявляют способность осуществлять систему
целесообразных действий, обнаруживать
и исправлять ошибки; задания с картинками,
изображающими различные геометрические
фигуры или предметы, что позволяет выявить
способность детей различать форму и цвет
фигур, определять функциональное назначение
предметов, понимать количественные соотношения
и др. Одним из таких проектно-графических
тестов является гештальттест Бендер,
разработанный еще в 1938 г. Материал теста
состоит из девяти геометрических фигур,
которые ребенок должен перерисовать
в определенной последовательности.
Результатом тестирования является балльная
оценка уровня развития пространственных
представлений ребенка по определенным
параметрам. Оценка каждой фигуры и сумма
оценок имеют свои возрастные нормы. Тест
позволяет определить не только уровень
развития пространственных представлений
ребенка, но и признаки эмоциональных
нарушений.