Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:34, курсовая работа
Цель данной работы сводится к изучению понятия диагностики в социальной работе, ее методов и особенностей их применения.
Задачи:
– рассмотреть предмет социальной диагностики;
– рассмотреть задачи социальной диагностики;
– рассмотреть критерии диагностики;
– рассмотреть методы диагностики;
– изучить особенности применения методов социальной диагностики
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...….3.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ……………………4.
1.1. Предмет и объект социальной диагностики, задачи…………………………...5.
1.2. Принципы социальной диагностики…………………………………………….6.
1.3. Критерии социальной диагностики……………………………………………...8.
2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………………10.
2.1. Методы проведения диагностического исследования………………………...11.
2.2. Методы анализа диагностической информации………………………………18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………23.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………24.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ……………………4.
1.1. Предмет и объект социальной диагностики, задачи…………………………...5.
1.2.
Принципы социальной
1.3.
Критерии социальной диагностики……………………………………………..
2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ДИАГНОСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………………
2.1. Методы проведения диагностического исследования………………………...11.
2.2. Методы анализа диагностической информации………………………………18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………24.
ВВЕДЕНИЕ
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.
Цель
данной работы сводится к изучению
понятия диагностики в
Задачи:
– рассмотреть предмет социальной диагностики;
– рассмотреть задачи социальной диагностики;
– рассмотреть критерии диагностики;
– рассмотреть методы диагностики;
–
изучить особенности применения методов
социальной диагностики
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого — распознавание, определение) заимствован из медицины.
СОЦИАЛЬНАЯ
ДИАГНОСТИКА - многозначный термин, под
которым в науке прежде всего
подразумевают процесс
Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.
Цель
диагностики состояния
1.1. Предмет и объект социальной диагностики, задачи социальной диагностики
Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя:
- действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;
- деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;
- переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.
Объектами социальной диагностики могут являться отдельные личности, социальные группы и слои, другие социальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и социальные отношения.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
- ранжирование специфических свойств клиента.
Особое внимание
специалист уделяет направленности
личности, так как это – совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность
клиента. Мотив является побуждением к
деятельности и способствует реализации
потребности личности. Благодаря внутренним
и внешним условиям (мотивам) вызывается
и активизируется деятельность клиента.
1.2. Принципы социальной диагностики
Социальная
диагностика — весьма сложный
и ответственный вид
Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут
Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.
Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.
Принцип
клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех
сторон социальной действительности,
всех связей и опосредований социальной
ситуации с точки зрения интересов и прав
индивидуального или группового клиента.
Другие социальные институты защищают
интересы государства и общества, их отдельных
учреждений или организаций. защищает
интересы клиента (разумеется, если это
не входит в конфликт с законом) и с учетом
этой позиции строит всю свою деятельность.
1.3.
Критерии социальной
диагностики
Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например семьи, может осуществляться на основании следующих критериев.
Критерий
социального признания или
Исследуя потенциал семьи в преодолении трудной жизненной ситуации, Н.Г. Обухова разработала следующие критерии.
Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.1
Критерий
позитивного и негативного
Критерий
активности и пассивности семьи в преодолении
трудной жизненной ситуации.
Высокая степень активности характеризуется
стремлением максимально использовать
свои ресурсы для улучшения условий жизни,
межличностных отношений. При низкой степени
активности происходит отчуждение семьи
от людей, формируется агрессивное поведение,
направленное на преодоление препятствий
любой ценой, минуя социальные нормы. Она
проявляется или в стремлении найти того,
кто разрешит ситуацию, или в пассивном
оборонительном поведении (уходе от ответственности,
нежелании использовать свои ресурсы).
Информация о работе Социальная диагностика и особенности их применения