Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить процесс социальной адаптации на примере иногородних студентов г. Иваново.
Объектом курсовой работы является процесс социальной адаптации.
Предметом курсовой работы являются иногородние студенты г. Иваново.
В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия «социальная адаптация»; соотношение понятий «социальная адаптация» и «социализация»; методы социальной адаптации.
Определить стратегию социальной адаптации и её типы.
Выявить проблемы социальной адаптации к учебной среде, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.
Выявить проблемы социальной адаптации к студенческой жизни, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава I. Социальная адаптация как процесс……………………………….....5
§1. Социальная адаптация как механизм социализации личности…….........5
§2. Стратегия социальной адаптации…………………………………….….10
Глава II. Адаптационный процесс в студенческой среде…………………..16
§1. Социальная адаптация к учебной сфере……………………………...…16
§2. Социальная адаптация к студенческой жизни………………………..…19
Заключение………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы……………………………………...…25

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Иногородний студент, снимающий  квартиру, имеет более благополучные  условия проживания, чем  студент, живущий в общежитии. Однако, жизнь студента, снимающего комнату, не имеет принципиальных отличий от жизни в студенческом общежитии.

Трудности связанные с  хозяйственной деятельностью в  равной степени испытывают как студенты, проживающие в общежитии так  и студенты, снимающие жилье.

3. Вторичная занятость  студентов. Проблема, связанная с недостатком средств существования приводит к появлению проблемы вторичной занятости. Время, затрачиваемое на работу, сокращает время, используемое не только на занятия в вузе, но и на подготовку во внеучебное время. Все это приводит к падению успеваемости19.

Таким образом, мы видим, что трудности, связанные с процессом социальной адаптации к студенческой жизни в большей степени основаны на отдалении студента от дома и на нехватке контроля со стороны родителей.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что в ряде выявленных нами проблем, по моему мнению, основной является проблема «испытания свободой». Потому что это первое с чем сталкиваются иногородние студенты. Из-за недостатка навыков, связанных с планированием личного бюджета иногородние студенты испытывают недостаток средств существования. В связи с этим появляется еще одна проблема – проблема вторичной занятости и как следствие падение успеваемости студентов. Проблема «испытания свободой» включает в себя также неумение рационально распределять временные ресурсы, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости и накапливанию долгов.

Все иногородние студенты сталкиваются с проблемой отсутствия жилья. Студенты, проживающие в общежитии, часто сталкиваются с трудностями внутриличностного характера. Этих трудностей можно избежать снимая квартиру, но это не всегда удается по причине нехватки денежных средств. Что же касается трудностей, связанных с хозяйственной деятельностью, то они волнуют как студентов, живущих в студенческом общежитии, так и студентов, снимающих квартиру (комнату).

 Говоря о проблемах социальной адаптации к учебной сфере, а именно о знакомстве с новым коллективом и об адаптации к процессу учебы, хотелось бы отметить, что данные проблемы на первый взгляд кажутся более легкими в плане их решения, но они могут повлечь за собой ряд трудностей, таких как снижение успеваемости и как следствие этого потерю интереса к учебе. Я думаю, что проблемы, связанные процессом адаптации к учебной сфере как иногородние студенты, так и студенты – «ивановцы».

Я считаю, что все вышеперечисленные  проблемы адаптационного процесса в  студенческой среде взаимосвязаны.

 

Заключение.

 

Целью данной курсовой работы выступал анализ процесса социальной адаптации на примере иногородних студентов г. Иваново.

Мы раскрыли содержание понятия  «социальная адаптация». В её основе лежит активное или пассивное  приспособление и взаимодействие с  существующей социальной средой. Социальная адаптация – один из ключевых механизмов социализации, в свою очередь социализация личности является необходимым условием социальной адаптации индивида.

В основе механизмов социальной адаптации личности лежит активная деятельность человека, основополагающим моментом которой является потребность в преобразовании социальной действительности. Все механизмы социальной адаптации  составляют единое целое.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что  социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Мы определили  стратегию  социальной адаптации как способ построения субъектом своих отношений  с социальной средой и способ решения  жизненных задач и достижения жизненных целей. Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных стратегий социальной адаптации. Для каждой личности стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы.

Мы выявили проблемы социальной адаптации к учебной среде, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново. Это проблемы такие как проблема знакомства с новым коллективом и проблема адаптации к процессу учебы. Я считаю, что данные проблемы, с которыми сталкиваются иногородние студенты, не отличаются от тех проблем, которые испытывают студенты – «ивановцы». Снижение успеваемости и потеря интереса к учебе могут стать последствиями этих проблем .

Мы выявили проблемы социальной адаптации к студенческой жизни, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново, а именно – «испытание свободой», отсутствие жилья и вторичная занятость студентов.

Я думаю, что трудности, связанные  с процессом социальной адаптации  к студенческой жизни в большей  степени основаны на отдалении студента от дома и на нехватке контроля со стороны  родителей.

 

Список использованной литературы:

 

1. Афонина Е.В. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов в техническом вузе. http.://wwww.tubryansk.ru/netcat_files/391_214.pdf. 2011. 4 марта.

2. Волков Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни. Пермь, 1975. 246 с.

3. Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. 167 с.

4. Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Социологические исследования. 2001. №9. С. 77 - 82.

5. Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека. http://www.consult.pu.ru/content/view/103/23. 2010. 7 декабря.

6. Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация.// Мир России. 2003. № 2. С.123 - 143.

7. Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с.

8. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М. 1997, 440 с.

9. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. 275 с.

10. Сафонова М. А. «Каждый должен побыть иногородним». // Вестник Евразии. 2003. №3. С. 35 – 40.

11. Сычик Л. М. Проблемы адаптации студентов – первокурсников. http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=84:--&catid=35:s-42007&Itemid=52. 2010. 7 декабря.

12. Хафизова С. Ф. Адаптационные  проблемы иногородних студентов  как объект социальной работы.

 http.:// www.isras.ru/abstract_bank/1208462704.pdf. 2010. 8 ноября.

1 Волков Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни. Пермь, 1975. С. 135.

2 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 260.

3 Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. С. 22.

4 Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. С. 30.

5 Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. С. 176.

6 Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. канд. философ. наук. Л., 1974. С. 15 – 17.

7 Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека.

8 Завьялова, Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека.

9 См.: Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. С. 176 – 177.

10 Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. С. 177-178.

11 Сафонова М. А. «Каждый должен побыть иногородним». // Вестник Евразии. 2003. №3. С. 35-38.

12 См.: Л. М. Сычик Проблемы адаптации студентов – первокурсников.

13  Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Социологические исследования. 2001. №9. С. 81.

14 Афонина Е.В. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов в техническом вузе.

15 Хафизова С. Ф. Адаптационные проблемы иногородних студентов как объект социальной работы.

16 Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Социологические исследования. 2001. №9. С. 78.

17 Хафизова С. Ф. Адаптационные проблемы иногородних студентов как объект социальной работы.

18 Хафизова С. Ф. Адаптационные проблемы иногородних студентов…

19 Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация.// Мир России. 2003. № 2. С.136.

Иваново 2011

 


Информация о работе Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново