Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить процесс социальной адаптации на примере иногородних студентов г. Иваново.
Объектом курсовой работы является процесс социальной адаптации.
Предметом курсовой работы являются иногородние студенты г. Иваново.
В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия «социальная адаптация»; соотношение понятий «социальная адаптация» и «социализация»; методы социальной адаптации.
Определить стратегию социальной адаптации и её типы.
Выявить проблемы социальной адаптации к учебной среде, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.
Выявить проблемы социальной адаптации к студенческой жизни, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава I. Социальная адаптация как процесс……………………………….....5
§1. Социальная адаптация как механизм социализации личности…….........5
§2. Стратегия социальной адаптации…………………………………….….10
Глава II. Адаптационный процесс в студенческой среде…………………..16
§1. Социальная адаптация к учебной сфере……………………………...…16
§2. Социальная адаптация к студенческой жизни………………………..…19
Заключение………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы……………………………………...…25

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Пассивная стратегия адаптации  обусловливается рядом личностных свойств и, в свою очередь, формирует  определенный тип личности, доминирующее положение в структуре которой  занимают сверхосторожность, педантичность, ориентация на принятие коллективно выработанного решения, тяга к обезличиванию, безоговорочному принятию социальных норм, ответственное выполнение привычных обязанностей.

В случае возникновения новых  форм взаимодействия человека с природой, обществом, самим собой реализуется  активная стратегия адаптации —  стратегия, центрированная на совершаемых  самим человеком внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни, на преодолении трудностей и разрушении неудовлетворяющих отношений. При этом человек ориентируется на собственные внутренние резервы, готов и способен отвечать за свои действия и решения. В основе активной стратегии адаптации лежат реалистическое отношение к жизни, способность видеть не только негативные, но и позитивные стороны действительности; человек воспринимает преграды как преодолимые. Его поведению и деятельности свойственны целенаправленность и организованность; активное, преодолевающее поведение сопровождается преимущественно позитивными эмоциональными переживаниями. Центрированная на преодолении, активная стратегия, так же как и пассивная, формирует определенный психологический портрет личности: социальная направленность действия и решений, социальная уверенность и уверенность в себе, высокая личная ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, высокий уровень притязаний и высокая самооценка, эмоциональная устойчивость8.

Опираясь на работу К. Муздыбаева, коротко рассмотрим некоторые зарубежные классификации стратегий адаптации личности.

Р. Мосс и Ж. Шефер предложили следующую классификацию стратегий:

1. совладание со стрессом, сфокусированное на оценке;

2. совладание с жизненными трудностями, сфокусированное на проблеме;

3. совладание с жизненными трудностями, сфокусированное на эмоциях.

Л. Перлин и К. Шулер классифицировали стратегии следующим образом:

1. стратегии изменения  проблемы;

2. стратегии изменения  способа видения проблемы;

3. стратегии управления  эмоциональным дистрессом.

С. Фолкман и Р. Лазарус разработали следующую типологию стратегий:

1. противостоящего совладания;

2. дистанционирования;

3. самоконтроля;

4. поиска социальной поддержки;

5. принятия ответственности;

6. избегания;

7. планового решения проблемы;

8. позитивной переоценки.9

В своей классификации  М. В. Ромм выделяет одиннадцать стратегий  социальной адаптации личности.

1. Стратегия интерпретативного предопределения: позволяет психологически преобразовывать ситуацию в нужном для целей адаптации направлении;

2. Стратегия интерпретативного самоопределения: даёт возможность целеустремлению вырабатывать, модифицировать собственное понимание, восприятие актуальной адаптивной ситуации;

3. Стратегия интерпретативной коррекции процесса адаптации: позволяет активизировать соответствующие ситуации стратегии адаптации при изменении субъективно значимых условий социальной среды;

4. Стратегия поиска/обретения  идентичности: помогает обрести,  уточнить или восстановить идентичность  как важнейшее условие эффективной  социальной адаптации;

5. Стратегия мировоззренческой  реконструкции: позволяет изменить  систему базовых ценностей, индивидуальную  систему значений и мировоззренческих представлений на основе альтернативной интерпретации уже известной или принципиально новой социальной информации;

6. Стратегия модификации  субъективного образа социальной  реальности: даёт возможность реконструировать  в собственном сознании идеальный  образ социальной реальность  на основе изменившихся мировоззренческих  представлений и/или адаптивных  установок;

7. Стратегия конструирования  образа индивидуального адаптивного  пространства: позволяет осознанно  или нет, частично или кардинально изменять собственное восприятие индивидуального адаптивного пространства;

8. стратегия интерпретативного подражания: содействует субъекту адаптации в усвоении новых моделей интерпретации себя и внешней социальной реальности.

9. Стратегия смысловой стигмации: помогает вырабатывать способы присвоения социальным явлениям и ситуациям позитивных и негативных интерпретативных ярлыков, которые задают направленность индивидуального смыслатворчества;

10. Стратегия конформистской  адаптации: даёт возможность адаптироваться  в социально заданных, индивидуально  приемлемых нормативных ситуациях;

11. Стратегия нонконформистской  адаптации: позволяет адаптироваться  в ситуациях внешнего давления  и принуждения со стороны социума10.

В целом, стратегия социальной адаптации — универсальный и  индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в  его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим  цели и способы их достижения.

Таким образом, можно определить стратегию социальной адаптации как преимущественный способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в решении жизненных задач и достижении жизненных целей.

Мы выделили типы стратегий социальной адаптации, которые индивидуальны и неповторимы для каждой личности.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что  социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Социальная адаптация  является основным из механизмов социализации, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе.

В  основе механизмов социальной адаптации личности лежит активная деятельность человека, главным моментом которой является потребность в преобразовании социальной действительности. Все механизмы социальной адаптации  составляют единое целое.

Процесс социальной адаптации  предполагает проявление различных стратегий социальной адаптации. Стратегии выступают способом построения субъектом своих отношений с социальной средой и при решении жизненных задач и достижении жизненных целей. Для каждой личности стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы.

 

Глава II. Адаптационный процесс в студенческой среде.

 

§1. Социальная адаптация к учебной сфере.

 

Иногородний студент –  это особый статус. Студент – «ивановец»  многим отличается от своего «иногороднего» однокурсника.  Первый, став учащимся ВУЗа, меняет лишь место и род учебной деятельности,  но обычно продолжает жить с родителями. Из ивановского школьника и абитуриента он становиться ивановским студентом. Второй, став ивановским студентом, становиться также мигрантом,  покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным. То есть он из школьника некоего города (села) становиться иногородним студентом  города Иваново.

Поначалу это положение мигранта, «иногороднего» человека создает довольно сложную ситуацию, которую новоявленный студент должен преодолеть. Молодой человек оказывается оторванным от той среды, где он вырос, от родителей, от друзей. С собой он “привозит” нормы, ценности, установки, правила поведения, идеи, которые получил дома в результате процессов социализации. Часть этих “привезенных” жизненных идей он должен будет поменять, ведь он попадает в иную для него среду, которая живет по другим законам. Для того, чтобы адаптироваться к социальному пространству, он должен будет подчиняться этим законам хотя бы внешне11.

В «чужом» социальном пространстве есть еще две микросреды, к которым  он тоже должен адаптироваться. Первая – это ВУЗ как место учебной деятельности и однокурсники как группа общения. К этому социальному пространству привыкнуть проще, отношения между однокурсниками в чем-то повторяют школьный класс. Вторая – это среда студенческой жизни. К этой второй, довольно специфической, среде адаптироваться сложнее – как в бытовом плане, так и в психологическом. Эта среда не знакома молодому человеку, здесь нет готовых образцов поведения.

Остановимся на проблемах  социальной адаптации в учебной  сфере.

Можно выделить ряд проблем с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к учебной среде, не зависимо от того иногородние ли студенты или студенты проживающие в пределах данного города.

1. Знакомство с новым коллективом. Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время занятий, в ситуациях взаимодействия с товарищами и преподавателями.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в  том, что это ещё не сложившийся  коллектив и в нем ещё нет  установленных и закрепившихся  правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком  для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много  лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе12.

2. Наиболее трудной, судя по самоанализам первокурсников, является адаптация к процессу учебы, особенно подготовки и проведения первой экзаменационной сессии. Это связано, по их мнению, не только с колоссальной нагрузкой, но и с характером информации, которую они имели перед экзаменами. Как правило, студенты не сразу осознают отличие школьных экзаменов от вузовских13.

Причинами и последствиями  затрудненной адаптации могут являться:

- несоответствие базовой  подготовки к требованиям вуза, недостаточное понимание лекций  и как следствие – снижение  успеваемости, потеря интереса к  учёбе;

- различие методов преподавания  в школе и вузе14.

Делая вывод, хотелось бы еще  раз перечислить выявленные нами проблемы, возникающие в процессе социальной адаптации к учебной  сфере, а именно проблема знакомства с новым коллективом и проблема адаптации к процессу учебы. По моему  мнению, данные проблемы с которыми сталкиваются иногородние студенты, не отличаются от тех проблем, которые испытывают студенты – «ивановцы». Последствиями этих проблем могут стать снижение успеваемости и потеря интереса к учебе.

 

§2. Социальная адаптация  к студенческой жизни.

 

Как было сказано ранее  для иногороднего студента в «чужом» социальном пространстве существует две микросреды, к которым он должен адаптироваться. Первая – это ВУЗ как место учебной деятельности и однокурсники как группа общения. Вторая – это среда студенческой жизни. К среде студенческой жизни адаптироваться сложнее.

Остановимся подробнее на проблемах социальной адаптации  к студенческой жизни.

Можно выделить ряд проблем с которыми сталкиваются иногородние студенты в процессе адаптации.

1. «Испытание свободой» - первое, с чем сталкиваются иногородние студенты. Неумение рационально распределять временные ресурсы приводит к низким показателям успеваемости, накапливанию долгов и последующей неуспешной сдаче сессии. Серьезной адаптационной проблемой становится и необходимость самостоятельно вести хозяйственную деятельность, что, в силу отсутствия навыков у большинства студентов, отнимает много сил и времени15. «Процитирую одну из контрольных работ: "Когда я учился в школе и жил с родителями, все мысли были только об учебе или о прогулках с друзьями, о футболе... Остальные решения принимались родителями. А в институте, когда заканчиваются припасы еды, привезенные из дома, да и деньги, потраченные на ветер, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда. Родители далеко, и не сможешь просто зайти домой и съесть то, что приготовила мама. Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные стирки (с непривычки), и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть от того, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильно давит на нервы"16. Проблема недостатка средств существования и продуктов питания возникает на основе нехватки навыков, связанных с планированием личного бюджета.

 Все эти трудности  вызывают у студентов чувство  одиночества, которое препятствует  социальной адаптации.

2. Отсутствие жилья. Все иногородние студенты сталкиваются с данной проблемой. Перед студентом стоит нелегкий выбор между жизнью в общежитии и съемом квартиры (комнаты).

Остановимся подробнее на жизни в студенческом общежитии. Барьером, препятствующим социальной адаптации иногородних студентов, являются условия проживания в общежитии. Устаревшее материально-техническое оснащение, отсутствие капитального ремонта, общие кухня и душ не вписываются в сложившиеся представления новичков о доме17.

Наряду с этим было выявлено, что нередко студентов волнуют проблемы внутриличностного характера. Отсутствие «личного пространства» в перенаселенных комнатах общежитий, проблема взаимодействия с представителями другого вероисповедания в пределах одной комнаты – с такими трудностями новички не всегда могут справиться самостоятельно18.

Информация о работе Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново