Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить процесс социальной адаптации на примере иногородних студентов г. Иваново.
Объектом курсовой работы является процесс социальной адаптации.
Предметом курсовой работы являются иногородние студенты г. Иваново.
В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия «социальная адаптация»; соотношение понятий «социальная адаптация» и «социализация»; методы социальной адаптации.
Определить стратегию социальной адаптации и её типы.
Выявить проблемы социальной адаптации к учебной среде, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.
Выявить проблемы социальной адаптации к студенческой жизни, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава I. Социальная адаптация как процесс……………………………….....5
§1. Социальная адаптация как механизм социализации личности…….........5
§2. Стратегия социальной адаптации…………………………………….….10
Глава II. Адаптационный процесс в студенческой среде…………………..16
§1. Социальная адаптация к учебной сфере……………………………...…16
§2. Социальная адаптация к студенческой жизни………………………..…19
Заключение………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы……………………………………...…25

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Ивановский государственный  университет

Социолого-психологический  факультет

Кафедра общей социологии и феминологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

на тему «Социальная  адаптация иногородних студентов  г. Иваново»

 

 

 

Выполнила студентка   

2 курса

 

 

Научный руководитель:   

кандидат социологических наук 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….......3

Глава I. Социальная адаптация как процесс……………………………….....5

§1. Социальная адаптация как механизм социализации личности…….........5

§2. Стратегия социальной адаптации…………………………………….….10

Глава II. Адаптационный процесс в студенческой среде…………………..16

§1. Социальная адаптация к учебной сфере……………………………...…16

§2. Социальная адаптация к студенческой жизни………………………..…19

Заключение………………………………………………………………….…23

Список использованной литературы……………………………………...…25

 

Введение.

 

Проблемы социальной общности, которую принято называть иногородними студентами, кажутся всем известными  и очевидными, но серьезно изучением этой группы молодежи  никто не занимался. В журнале “Социологические исследования” среди множества статей последних лет, посвященных социологии молодежи и студенчества, иногородние студенты практически вообще не упоминаются. Безусловно, мой интерес к данной социальной группе не случаен. Он во многом обусловлен субъективными факторами. Я – иногородняя студентка, и я имела возможность видеть эту группу “изнутри”. Но мне также кажется, что это очень интересная среда с социологической точки зрения.

Мигранты уже давно  являются предметом научного интереса социологов. Миграция находится среди важнейших проблем, вызванных социально-экономическими и политическими трансформациями российского общества. Иногородние студенты мигранты по определению. Поэтому через изучение среды иногородних студентов мы можем понять характер адаптационных процессов среди мигрантов вообще. Это более “мягкий” тип миграции по сравнению с  вынужденной миграцией или переездом в другую страну, когда человек должен адаптироваться к другой культуре. Но и такая миграция оказывается довольно серьезным испытанием для молодого человека, ведь он покидает родительскую семью  и вынужденно становиться самостоятельным. По изложенным причинам изучение иногородних студентов актуально и  интересно для меня как для начинающего социолога.

Цель курсовой работы заключается  в том, чтобы изучить процесс социальной адаптации на примере иногородних студентов г. Иваново.

Объектом курсовой работы является процесс социальной адаптации.

Предметом курсовой работы являются иногородние студенты г. Иваново.

В соответствии с целью  курсовой работы решались следующие  задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «социальная адаптация»; соотношение понятий «социальная адаптация» и «социализация»; методы социальной адаптации.
  2. Определить стратегию социальной адаптации и её типы.
  3. Выявить проблемы социальной адаптации к учебной среде, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.
  4. Выявить проблемы социальной адаптации к студенческой жизни, с которыми сталкиваются иногородние студенты г. Иваново.

 

Глава I. Социальная адаптация как процесс.

 

§1. Социальная адаптация как механизм социализации личности.

 

Понятие "адаптация" (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания − социологии, философии, социальной психологии, этике, педагогике и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.

В литературе адаптация рассматривается  в широком и узком смысле этого  слова.

В широком, философском, аспекте  под адаптацией понимают любые взаимодействия индивида и среды, при которых  происходит согласование их структур, функций и поведения1. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.

Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения  личности с малой группой, чаще всего  – производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся  норм, отношений, занятие определенного  места в структуре отношений  между ее членами.

При изучении адаптации одним  из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации  и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно  взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается  только с общим развитием, а адаптация  – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в  новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий  традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление  личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальная адаптация  – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его  возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

- адекватная система отношений и общения с окружающими;

- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других2.

В ходе социальной адаптации  осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной  адаптированности являются:

-адаптированность в сфере "внеличности" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;

-адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в  преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс  формирования механизмов социальной адаптации  личности неотделим от всех видов  преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих  его социальную сущность3.

Социальная деятельность – ведущий и специфический  механизм в организации адаптации  человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

- нужда индивида,

- потребности, 

- мотивы принятия решения, 

- реализация и подведение  итогов,

- её оценка.

Далее этот механизм может  повториться в зависимости от достигнутых результатов.

Социальное общение –  важнейший механизм социальной адаптации  человека, который направляет и расширяет  круг усвоения социальных ценностей  при контакте с другими индивидами, социальными группами.

Социальное самосознание личности – механизм социальной адаптации  личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей  социальной принадлежности и роли.

По мнению И. А. Георгиевой, существуют такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д.

2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.

3. Практический (поведенческий), предлагающий определённую направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство4.

Делая вывод, можно сказать, что в основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Социальная адаптация  является основным из механизмов социализации, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе.

Существуют механизмы  социальной адаптации личности. В их основе лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании социальной действительности. Все механизмы социальной адаптации  составляют единое целое.  

§2. Стратегия социальной адаптации.

 

Понятие «стратегия» в  общем смысле можно определить как  направляющий, организующий способ ведения  действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, сиюминутных, а значимых, определяющих целей.

Стратегия социальной адаптации  представляет собой индивидуальный способ адаптации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими являются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в соответствии с  субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности.

Субъект адаптации зачастую сталкивается с тем, что для решения  одной и той же приспособительной  проблемы требуется не одна, а несколько  стратегий, или с тем, что в  сходных ситуациях необходимы различные  стратегии5.

Стратегии социальной адаптации  индивидуальны и неповторимы  для каждой личности, тем не менее, можно выделить некоторые черты  и признаки, являющиеся общими, характерными для ряда стратегий, и выделить, таким  образом, типы стратегий социальной адаптации.

Многообразие видов и  способов социальной адаптации может  быть рассмотрено как с точки  зрения типов направленности активности в процессе адаптации, так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой — психологическими и психофизиологическими особенностями личности.

Н. Н. Милославова характеризует стратегии социальной адаптации в связи с уровнем соответствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду:

- уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга;

- псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

- приравнивание — признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки;

- уподобление — психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок в соответствии с новой ситуацией6.

Е. К. Завьялова различает  индивидуальные стратегии адаптации  в связи с поисковой активностью, направляемой человеком на совершенствование  системы взаимодействия с окружающей средой и самим собой. Пассивная  стратегия наиболее характерна для  людей, находящихся в состоянии  социального или эмоционального шока, и проявляется в стремлении человека сохранить себя, прежде всего, как биологическую единицу, оставить неизменным прошлый образ жизни, использовать отлаженные и ранее  эффективные стереотипы взаимодействия с окружением и самим собой. Ядром  пассивной стратегии адаптации  являются негативные эмоциональные  переживания: тревога, ощущение утраты, непреодолимости преград; прошлое кажется прекрасным независимо от реальности, настоящее воспринимается драматично, помощь ожидается извне; учащаются агрессивные реакции по отношению к окружающим и к себе; человек боится взять на себя ответственность за принятие рискованных решений7.

Информация о работе Социальная адаптация иногородних студентов г. Иваново