Социализация: процесс и условия в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1.1. Значение социализации
§ 1.2. Основные положения теории социализации
§ 1.3. Институты социализации
§ 1.4. Фазы социализации
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
§ 1.6. Ресоциализация
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 2.1. Механизмы социализации личности
§ 2.2. Проблемы социализации личности в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа содержит 1 файл

КР_Социология_.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

4. Содержание процесса социализации в современном российском обществе в большей степени будет определяться развитием межкультурного взаимодействия различных культур. При этом главным ориентиром социокультурного развития становится приоритет индивидуального личностного начала над социальным. Процесс социализации личности в настоящее время, протекает под воздействием различных факторов: технологизация, глобализация, информационные процессы, сближение коммуникативных пространств существенно затронули содержание всех сторон жизнедеятельности человека. Общество в этих условиях не предлагает личности каких-либо ориентиров и эталонов поведения. Молодежь и старшее поколение современной в настоящее не могут представлять единый модальный тип человека. В российской действительности мы видим противопоставление двух крайних по своей сути типов сознания: первое сознание сформировавшееся в условиях советского времени, главными ценностями, в котором являются организация и планирование. Вторая крайняя позиция – позиция детей потребительского бума, основной ценностью которого является достижение личного успеха, индивидуального благополучия, эта позиция сформировалась исходя из ценностей потребительского общества. Таким образом, переход к новому обществу совмещается со сменой не только социокультурных универсалий, но и идеологических императивов.

В условиях трансформации основным критерием развития личности является индивидуализм. Здесь важно понимать, что изменение личности предшествует изменению общества и от того насколько индивидуализм сегодняшней молодежи будет отходить от модальности общества будет зависеть будущее. В связи с этим следует подчеркнуть теоретическую актуальность дальнейшего исследования особенностей процесса социализации личности в трансформирующемся современном российском обществе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.       Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. И доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.

 

2.       Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис – Пресс, 2002.-189 с.

3.       Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. М.: Логос, 2000. – 184 с.

 

4.       Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Синтез – Полиграф, 2003. – 261 с.

 

5.       История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма, 2001.-576 с.

 

6.       Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. – 360 с.

 

7.       Мальцев A.A. Новые тенденции в социализации: Универсальная история (междисциплинарные подходы): Сборник статей. –Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2001. – С. 38-39.

 

8.       Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности

в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

 

9.       Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2002. – 600 с.

 

10.   Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-391 с.

 

11.   Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.

 

12.   Дидро Д. Принципы нравственной философии // http:// www.philosophy.ru/ library/ diderot/ moral.html.

 

13.   Российский демографический барометр. – Режим доступа:      http://demoscope.ru/weekly/2011/0455/barom01.php

 

14. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2010гг. (приложение к статистическому сборнику "Российский статистический ежегодник. 2011"). – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

 

15.   Ушкин С. Г. Опыт изучения сети Интернет как института социализации. МГУ им. Огарева, Саранск. – Режим доступа: http://pareto-center.ru/smi-63.html

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 2. 1 - Этапы развития личности по Эриксону:

Этап развития

Психологический кризис

Доминирующая социальная среда

Благоприятный результат

1

2

3

4

Младенчество

Основы доверия в противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру

Раннее детство

Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению

Возраст 4-5 лет

Инициатива в противовес чувству вины

Семья

Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям

Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания

Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости

Соседи; школа

Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях

Подростковый период

Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями

Группа сверстников и внешние группы

Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я

Юность

Любовь в противовес одиночеству

Друзья и партнеры

Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие - дружеские и любовные отношения

Взрослый

Творческий потенциал в противовес застою

Новая семья, работа

Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом

Пожилой возраст

Целостность в противовес отчаянию

Выход на пенсию и близящаяся

смерть

Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Факторы, влияющие на социализацию:


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Статистика высшего образования России.

 

         По данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тыс.(!). Относительные статистические показатели на 10000 человек (смотри статистика образования в таблице, приведенной ниже, или сводная статистика высшего образования на сайте www.stat.edu.ru) также свидетельствуют о значительном (в три раза!) увеличении числа студентов. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование в России получили уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию на 2010 год рост числа учебных заведений высшего профессионального образования в России остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов (демографический фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.

 

Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.

На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?

 

       Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).

       Качество образования в России не улучшается.

       Процент талантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).

       Руководство (и в какой-то мере преподаватели) платных высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы студентов училось как можно больше. Часто возникает необходимость выбирать между прибылью и качеством образования. Что обычно выбирают?.. Не знаем. Официальной статистики нет.

       В результате увеличения числа выпускников заведений высшего профессионального образования в России значительно возрастает число специалистов(?), имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда (!) лучшие выпускники.

       Для того чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?

 

Таблица 2.3 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на начало учебного года) [14]

Годы

Число
образовательных
учреждений

В них
студентов - всего, тыс.человек

в том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек
населения приходилось студентов1)

очных

очно-заочных
(вечерних)

заочных

экстернат

 

Все образовательные учреждения высшего профессионального образования

1980/81

494

3045,7

1685,6

401

959,1

-

219

1990/91

514

2824,5

1647,7

284,5

892,3

-

190

1995/96

762

2790,7

1752,6

174,8

855,8

7,5

188

2000/01

965

4741,4

2625,2

302,2

1761,8

52,2

324

2005/06

1068

7064,6

3508,0

371,2

3032,0

153,4

495

2006/07

1090

7309,8

3582,1

372,3

3195,9

159,6

514

2007/08

1108

7461,3

3571,3

352,9

3367,9

169,2

525

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

171,5

529

2009/10

1114

7418,8

3280,0

323,6

3639,2

175,9

523

2010/11

1115

7049,8

3073,7

304,7

3557,2

114,1

493

 

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования

1950/51

516

796,7

502,6

17

277,1

-

77

1960/61

430

1496,7

699,2

167,6

629,9

-

124

1970/71

457

2671,7

1296,5

389,8

985,4

-

204

1980/81

494

3045,7

1685,6

401

959,1

-

219

1990/91

514

2824,5

1647,7

284,5

892,3

-

190

1995/96

569

2655,2

1699,9

160,6

794,6

0,1

179

2000/01

607

4270,8

2441,9

258,6

1518,8

51,5

292

2005/06

655

5985,3

3195,2

299,9

2348,3

141,9

419

2006/07

660

6133,1

3251,2

291,3

2443,2

147,4

431

2007/08

658

6208,4

3240,7

280,4

2532,4

154,8

437

2008/09

660

6214,8

3152,8

269,4

2636,9

155,7

438

2009/10

662

6135,6

3017,4

253,1

2710,3

154,8

432

2010/11

653

5848,7

2859,6

236,5

2657,5

95,2

409

 

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования

1995/96

193

135,5

52,7

14,2

61,2

7,4

9

2000/01

358

470,6

183,3

43,6

243,0

0,7

32

2005/06

413

1079,3

312,8

71,3

683,7

11,5

76

2006/07

430

1176,8

330,9

81,0

752,7

12,2

83

2007/08

450

1252,9

330,6

72,4

835,5

14,4

88

2008/09

474

1298,3

304,4

74,3

903,9

15,7

91

2009/10

452

1283,3

262,6

70,5

928,9

21,2

90

2010/11

462

1201,1

214,2

68,2

899,7

19,0

84

На начало 2010/11 учебного года по системе целевой контрактной подготовки обучалось 309,8 тыс. студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
-----
1) За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г.- с учетом предварительных итогов ВПН-2010.


Протокол проверки:

 

 

Дата проверки

 

Оценка

 

 

 

Комментарии

преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социализация: процесс и условия в современном российском обществе