Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1.1. Значение социализации
§ 1.2. Основные положения теории социализации
§ 1.3. Институты социализации
§ 1.4. Фазы социализации
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
§ 1.6. Ресоциализация
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 2.1. Механизмы социализации личности
§ 2.2. Проблемы социализации личности в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
4. Содержание процесса социализации в современном российском обществе в большей степени будет определяться развитием межкультурного взаимодействия различных культур. При этом главным ориентиром социокультурного развития становится приоритет индивидуального личностного начала над социальным. Процесс социализации личности в настоящее время, протекает под воздействием различных факторов: технологизация, глобализация, информационные процессы, сближение коммуникативных пространств существенно затронули содержание всех сторон жизнедеятельности человека. Общество в этих условиях не предлагает личности каких-либо ориентиров и эталонов поведения. Молодежь и старшее поколение современной в настоящее не могут представлять единый модальный тип человека. В российской действительности мы видим противопоставление двух крайних по своей сути типов сознания: первое сознание сформировавшееся в условиях советского времени, главными ценностями, в котором являются организация и планирование. Вторая крайняя позиция – позиция детей потребительского бума, основной ценностью которого является достижение личного успеха, индивидуального благополучия, эта позиция сформировалась исходя из ценностей потребительского общества. Таким образом, переход к новому обществу совмещается со сменой не только социокультурных универсалий, но и идеологических императивов.
В условиях трансформации основным критерием развития личности является индивидуализм. Здесь важно понимать, что изменение личности предшествует изменению общества и от того насколько индивидуализм сегодняшней молодежи будет отходить от модальности общества будет зависеть будущее. В связи с этим следует подчеркнуть теоретическую актуальность дальнейшего исследования особенностей процесса социализации личности в трансформирующемся современном российском обществе.
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. И доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.
2. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис – Пресс, 2002.-189 с.
3. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. М.: Логос, 2000. – 184 с.
4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Синтез – Полиграф, 2003. – 261 с.
5. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма, 2001.-576 с.
6. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. – 360 с.
7. Мальцев A.A. Новые тенденции в социализации: Универсальная история (междисциплинарные подходы): Сборник статей. –Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2001. – С. 38-39.
8. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности
в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
9. Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2002. – 600 с.
10. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-391 с.
11. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.
12. Дидро Д. Принципы нравственной философии // http:// www.philosophy.ru/ library/ diderot/ moral.html.
13. Российский демографический барометр. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/
14. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2010гг. (приложение к статистическому сборнику "Российский статистический ежегодник. 2011"). – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
15. Ушкин С. Г. Опыт изучения сети Интернет как института социализации. МГУ им. Огарева, Саранск. – Режим доступа: http://pareto-center.ru/smi-
Таблица 2. 1 - Этапы развития личности по Эриксону:
Этап развития | Психологический кризис | Доминирующая социальная среда | Благоприятный результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
Младенчество | Основы доверия в противовес недоверию | Семья | У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру |
Раннее детство | Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям | Семья | Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению |
Возраст 4-5 лет | Инициатива в противовес чувству вины | Семья | Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям |
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания | Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости | Соседи; школа | Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях |
Подростковый период | Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями | Группа сверстников и внешние группы | Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я |
Юность | Любовь в противовес одиночеству | Друзья и партнеры | Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие - дружеские и любовные отношения |
Взрослый | Творческий потенциал в противовес застою | Новая семья, работа | Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом |
Пожилой возраст | Целостность в противовес отчаянию | Выход на пенсию и близящаяся смерть | Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью |
Таблица 2.2 – Факторы, влияющие на социализацию:
Статистика высшего образования России.
По данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тыс.(!). Относительные статистические показатели на 10000 человек (смотри статистика образования в таблице, приведенной ниже, или сводная статистика высшего образования на сайте www.stat.edu.ru) также свидетельствуют о значительном (в три раза!) увеличении числа студентов. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование в России получили уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию на 2010 год рост числа учебных заведений высшего профессионального образования в России остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов (демографический фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.
Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.
На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?
Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).
Качество образования в России не улучшается.
Процент талантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).
Руководство (и в какой-то мере преподаватели) платных высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы студентов училось как можно больше. Часто возникает необходимость выбирать между прибылью и качеством образования. Что обычно выбирают?.. Не знаем. Официальной статистики нет.
В результате увеличения числа выпускников заведений высшего профессионального образования в России значительно возрастает число специалистов(?), имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда (!) лучшие выпускники.
Для того чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?
Таблица 2.3 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на начало учебного года) [14]
Годы | Число | В них | в том числе обучавшихся на отделениях | На 10 000 человек | |||||
очных | очно-заочных | заочных | экстернат | ||||||
| Все образовательные учреждения высшего профессионального образования | ||||||||
1980/81 | 494 | 3045,7 | 1685,6 | 401 | 959,1 | - | 219 | ||
1990/91 | 514 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | 190 | ||
1995/96 | 762 | 2790,7 | 1752,6 | 174,8 | 855,8 | 7,5 | 188 | ||
2000/01 | 965 | 4741,4 | 2625,2 | 302,2 | 1761,8 | 52,2 | 324 | ||
2005/06 | 1068 | 7064,6 | 3508,0 | 371,2 | 3032,0 | 153,4 | 495 | ||
2006/07 | 1090 | 7309,8 | 3582,1 | 372,3 | 3195,9 | 159,6 | 514 | ||
2007/08 | 1108 | 7461,3 | 3571,3 | 352,9 | 3367,9 | 169,2 | 525 | ||
2008/09 | 1134 | 7513,1 | 3457,2 | 343,7 | 3540,7 | 171,5 | 529 | ||
2009/10 | 1114 | 7418,8 | 3280,0 | 323,6 | 3639,2 | 175,9 | 523 | ||
2010/11 | 1115 | 7049,8 | 3073,7 | 304,7 | 3557,2 | 114,1 | 493 | ||
| Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования | ||||||||
1950/51 | 516 | 796,7 | 502,6 | 17 | 277,1 | - | 77 | ||
1960/61 | 430 | 1496,7 | 699,2 | 167,6 | 629,9 | - | 124 | ||
1970/71 | 457 | 2671,7 | 1296,5 | 389,8 | 985,4 | - | 204 | ||
1980/81 | 494 | 3045,7 | 1685,6 | 401 | 959,1 | - | 219 | ||
1990/91 | 514 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | 190 | ||
1995/96 | 569 | 2655,2 | 1699,9 | 160,6 | 794,6 | 0,1 | 179 | ||
2000/01 | 607 | 4270,8 | 2441,9 | 258,6 | 1518,8 | 51,5 | 292 | ||
2005/06 | 655 | 5985,3 | 3195,2 | 299,9 | 2348,3 | 141,9 | 419 | ||
2006/07 | 660 | 6133,1 | 3251,2 | 291,3 | 2443,2 | 147,4 | 431 | ||
2007/08 | 658 | 6208,4 | 3240,7 | 280,4 | 2532,4 | 154,8 | 437 | ||
2008/09 | 660 | 6214,8 | 3152,8 | 269,4 | 2636,9 | 155,7 | 438 | ||
2009/10 | 662 | 6135,6 | 3017,4 | 253,1 | 2710,3 | 154,8 | 432 | ||
2010/11 | 653 | 5848,7 | 2859,6 | 236,5 | 2657,5 | 95,2 | 409 | ||
| Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования | ||||||||
1995/96 | 193 | 135,5 | 52,7 | 14,2 | 61,2 | 7,4 | 9 | ||
2000/01 | 358 | 470,6 | 183,3 | 43,6 | 243,0 | 0,7 | 32 | ||
2005/06 | 413 | 1079,3 | 312,8 | 71,3 | 683,7 | 11,5 | 76 | ||
2006/07 | 430 | 1176,8 | 330,9 | 81,0 | 752,7 | 12,2 | 83 | ||
2007/08 | 450 | 1252,9 | 330,6 | 72,4 | 835,5 | 14,4 | 88 | ||
2008/09 | 474 | 1298,3 | 304,4 | 74,3 | 903,9 | 15,7 | 91 | ||
2009/10 | 452 | 1283,3 | 262,6 | 70,5 | 928,9 | 21,2 | 90 | ||
2010/11 | 462 | 1201,1 | 214,2 | 68,2 | 899,7 | 19,0 | 84 |
На начало 2010/11 учебного года по системе целевой контрактной подготовки обучалось 309,8 тыс. студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
-----
1) За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г.- с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
Протокол проверки:
| |
Дата проверки |
|
Оценка |
|
|
|
Комментарии преподавателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Социализация: процесс и условия в современном российском обществе