Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1.1. Значение социализации
§ 1.2. Основные положения теории социализации
§ 1.3. Институты социализации
§ 1.4. Фазы социализации
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
§ 1.6. Ресоциализация
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 2.1. Механизмы социализации личности
§ 2.2. Проблемы социализации личности в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра Социологии и социального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социология»
Тема: Социализация: процесс и условия в современном российском
обществе.
Новосибирск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1.1. Значение социализации
§ 1.2. Основные положения теории социализации
§ 1.3. Институты социализации
§ 1.4. Фазы социализации
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
§ 1.6. Ресоциализация
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 2.1. Механизмы социализации личности
§ 2.2. Проблемы социализации личности в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, характеризующих процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.
Изменения, произошедшие в 90-х годах XX века, непосредственно повлияли на сознание и поведение человека. Противоречивость способов приспособления личности к новым процессам формируют особые условия общественной жизнедеятельности.
Вместе с тем, все преобразования, затронувшие общественную жизнь современного российского общества, в первую очередь, обуславливают изменения в норме и механизмах "вхождения" индивида в общественную жизнь и отражаются на реализации процесса социализации, именно эта проблема по моему мнению является основополагающей при рассмотрении специфики современного российского общества.
Неоднозначность воздействия технического прогресса, информатизации, глобализации, рыночных отношений на сознание и поведение человека, специфичность способов приспособления личности к новым процессам формируют основное противоречие в социализационном процессе. Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы - нестабильны, а механизм включения личности в общественную систему до конца не сформирован.
Одной из основных тенденций в новом российском обществе является тенденция сближения общества на основе формирования единого культурного и коммуникативного пространства. Этот процесс, в настоящее время, носит преимущественно стихийный характер, оценить последствия которого, для будущих поколений очень сложно. Процессы интеграции постепенно видоизменяют характер социального взаимодействия и приоритеты в культурных идеалах, которые, в свою очередь, влияют на расстановку акцентов в социализации.
При оценке проблемы социализации в ретроспективе необходимо обозначить ряд научных традиций заложивших основу для комплексного изучения данной проблемы. Философия Просвещения[1], теоретические достижения классического этапа развития философии и социологии[2], выводы культурно-антропологических[3] и психоаналитических школ[4] конца XIX века - начала XX века - все это заложило методологическую основу для понимания проблемы социализации личности в настоящее время.
В рамках философских теоретических традиций процесс социализации рассматривался, как исторический процесс, закладывающий основу для развития общества. В данном случае исследованию подлежали основные закономерности процесса приводящего к смене культурно-исторического типа общества (К. Маркс, А. Шопенгауэр и другие).
Социологическая традиция концентрировала свое внимание на изменениях в механизмах "включения" индивидов в общество, на влиянии социальных институтов на положение человека, на связях и взаимосвязях обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О. Конт, Г. Спенсер, П.А. Сорокин и другие).
Культурно-антропологические исследования уделяли особое внимание анализу человеческого поведения и сознания, являющегося результатом процесса социализации (Ч. Кули, Э. Тэйлор и другие).
В начале XX века социализация рассматривалась учеными, прежде всего как процесс, обеспечивающий поступательное "включение" личности в общественную жизнь. Результатом данных исследований стало построение различных моделей социализации - бихевиоризм, символический интеракционизм[5].
Исследование теоретических проблем социализации в России имеет специфическое своеобразие, которое определялось зависимостью теоретической русской социологии от духовной жизни общества и национального характера.
В целом, как отмечает В.В. Павловский[6], при анализе исторического опыта, в научной литературе большое внимание уделяется самому вовлечения индивида в общество, разрабатываются модели социализации, в тоже время практически не уделяется внимание социализации отдельных групп.
Социализационная норма нового российского общества, строящаяся на принципах индивидуализма, существенно меняет представление о традиционных процессах происходящих в обществе. Динамичность и инновационность становятся не только показателями успешности развития личности, но и важнейшими факторами эффективного развития общества.
Существенным моментом является и то, что современная социокультурная ситуация диктует необходимость рассматривать феномен социализации в контексте общих закономерностей социально-исторического развития.
Объектом настоящей курсовой работы является социализация, как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему.
Предметом исследования является специфика, нормы и механизмы реализации процесса социализации личности в условиях современного российского общества.
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов социализации, выявлении тенденций в социализации личности, характеристик социализационной нормы и определении механизма "включения" личности в общественные процессы в условиях современного российского общества.
Задачами исследования являются:
• Дать определение и оценить значимость социализации;
• Рассмотреть основные положения теории социализации, институты, фазы и подходы к периодизации социализации;
• Определить границы модальности и характеристики социализационной нормы современного российского общества;
• Выявить основные тенденций реализации процесса социализации личности на современном этапе развития российского общества;
• Исследовать особенности процесса социализации личности в современном российском обществе, определить противоречия и их влияние на личность;
• Выявить основной механизм "включения" личности в общественную систему в условиях современного российского общества.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала соответствующего материала и адекватного окружения. Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ. Совершенно ясно, что для осуществления человеческой социализации необходима соответствующая генетическая основа.
Об этом свидетельствуют случаи с детьми, выросшими в условиях крайней изоляции.
В 1799 г. В лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Он передвигался на четвереньках, ел, как животное, и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звука разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.
В начале 19 века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя. Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.
При рассмотрении истории Виктора встает вопрос: почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест- Индии, а также пятилетнего Тарзана, перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По- видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.
социализация общество индивид
В социологии разработано множество теорий. Они отражают различные научные направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Дальнейшее развитие теории скорее не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации. Новые исследовательские решения строятся скорее путем контаминации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуального разнообразия.
Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.
Серьезный вклад в концептуализацию феноменов социализации внес американский социолог Ф. Гиддинг. В своей теории он отстаивал идею социального принуждения как основного механизма социализации, которую он определял как процесс превращения населения в общество. Особую роль в этом процессе он отводил воздействию группы (или общества в целом) на индивида, которое может осуществляться как благодаря общественному мнению, так и законодательному регулированию его поведения. Среди механизмов принуждения (ученый называет их "социальными силами") Ф. Гиддингс выделяет «волевой процесс» и «искусственный отбор для сознательного выбора».
Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация- это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.
Склоняясь больше к первой точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, норм и ценностей, принятых в обществе. Этот аспект касается ее характеристики как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего желание людей изменить свой собственный имидж, улучшить представление себя в глазах других, осуществляя свою деятельность с их интересами. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей (нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе) личности.
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно она изложена в книге, посвященной проблемам семьи, социализации процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.
Таким образом, можно сказать, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности; с другой стороны, усвоение индивидом социального опыта, систему социальных связей путем вхождения в социальную среду.
Следует также сказать, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах.
Информация о работе Социализация: процесс и условия в современном российском обществе