Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
§ 1.1. Значение социализации
§ 1.2. Основные положения теории социализации
§ 1.3. Институты социализации
§ 1.4. Фазы социализации
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
§ 1.6. Ресоциализация
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 2.1. Механизмы социализации личности
§ 2.2. Проблемы социализации личности в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Человеку свойственно врожденное природное стремление к познанию. Поэтому первостепенное значение процессу пробуждения и развития познавательной активности личности с ранних лет придается тогда, когда ум и душа особенно восприимчивы, энергичны. До 25 лет – этап профессиональной социализации личности. В это время человек сам проектирует свое будущее. Что касается соотношения теоретических фундаментальных знаний и практического опыта, между ними всегда существует временной лаг на протяжении всей активной жизни человека, в любой сфере деятельности. Они постоянно корректируют друг друга – то знания требуют практической реализации, то опыт нуждается в теоретической подпитке. Пожалуй, самое отрадное, обнадеживающее явление в современной России – это своего рода бум на образование[9] (см. Прил. 2 таб. 2.3).
Молодые люди уже не ограничиваются одним[10] высшим специальным образованием, а вполне осознанно стремятся дополнить его новейшими знаниями и технологиями. Сегодня вновь востребован интеллект, профессионализм, творческий, инновационный потенциал личности. Это – вызов времени, в то же время безусловный залог достойного развития общества. Порой успешное динамичное развитие личности во многом определяется физическим здоровьем, психической устойчивостью и развитым интеллектом.
На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов
Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.
Третий период – от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
Четвертый период – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.
Пятый период – от изоляции к интеграции.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.
Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.
Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.
Проблема социализации личности (и не только формирующейся « личности, т.е. молодого человека) представляется весьма острой и потому, что в связи с резким падением рождаемости в большинстве европейских стран и в частности в России имеет место феномен под названием «старение населения». Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения (рис. 2.1)
Рис. 2.1 — Прогноз старения населения России на период до 2050 г., WPP-2004, все варианты
Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу – продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии «социальный тип личности».
На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.
В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.
В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера. Ресоциализация жизнеобеспечения в России сопровождается значительным внутриобщественным эмоциональнопсихологическим напряжением. Как отмечает профессор Оксфордского университета Маргарет Саттеруэйт в России за последние 15 лет резко возросла эпидемия мирных убийств. Она отмечает, что Россия является лидером по абсолютному числу жертв домашнего насилия среди детей и женщин. Это число даже не в абсолютном, а в относительном рассмотрении в 45-70 раз превышает аналогичный показатель во Франции и Великобритании, в 16 раз - в США и в 7 раз - в Пакистане (даже если брать самые завышенные экспертные оценки, принимая во внимание полулегальное юридическое положение женоубийства в этой стране)[11]
Кроме того, по разным данным, расчетам компетентных организаций, в России ежегодно несколько миллионов детей подвергаются домашнему насилию; около 60 тыс. подвергаются сексуальному насилию, 50 тыс. сбегают из дому и становятся безнадзорными, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством, в стране от 2 до 4 млн. беспризорников. Уровень самоубийств в России составляет 36-38 человек на 100 тыс. населения один из самых высоких показателей в мире (среднемировой показатель - 17,6 чел., а принятый Всемирной организацией здравоохранения критический уровень - 20 человек на 100 тыс. населения). Анализ экспертных оценок показывает, что, тем не менее, в стране ухудшается жизнеспособность общества, постепенно снижается физическое количество населения[12], несмотря на объявленную программу поддержки деторождаемости, численность населения РФ за период с 2002-го по 2010 год сократилась на 1,6%. (по прогнозам ООН к 2025 году население России сократится на 17 млн. чел.). По данным текущего учета, публикуемым Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), постоянное население Российской Федерации на 1 января 2011 года насчитывало 141,8 миллиона человек.[13]
Рис. 2.2 - Численность постоянного населения России, 1960-2011 годы, миллионов человек на начало года.
Проблема социализации личности вообще и политико-экономической, в частности, актуальна для любого общества и по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями развития. Приходит к власти новая группировка с новым курсом и начинает «социализировать» различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни (таб. 2.3).
Таблица 2.4 - Процесс и учреждения политической социализации
УЧРЕЖДЕНИЯ | ГРУППЫ ОБЩЕНИЯ | ЭТАПЫ | СМИ |
Семья | Родственники | Детский | Речь |
Школа | Знакомые | Юношеский | Печать |
Институт | Группы по интересам | Молодежный | Телевидение |
Предприятие | Сотрудники | Зрелый | Интернет |
Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.
Исследование особенностей процесса социализации личности в современном, быстроменяющемся мире позволяет сделать вывод о видоизменении данного процесса. Основная тенденция – изменения в содержании процесса социализации, в настоящее время социализация не исчерпывается лишь только формированием у личности социальной установки, а включает в себя формирование новых моделей, ролей поведения (инновационного действия). Социализируемый сегодня выступает не пассивным зрителем социального действия, а активно включается в конструирование новой реальности.
Подобное видение научной проблемы социализации личности позволило сосредоточить внимание на специфике и механизмах «включения» личности в общественную жизнь и взаимосвязях, благодаря которым происходит видоизменение процесса. Результаты данного исследования могут быть зафиксированы в следующих основных выводах:
1. Одним из основных механизмов реализации процесса социализации в современной России является механизм ресоциализации. Ресоциализация в данном случае, представляет собой процесс непрерывной адаптации личности к быстроменяющейся внешней среде, основанный на выработке способности к изменению стандартов и модели поведения.2. Новая реальность российского общества обусловила трансформацию модели социализации личности. Во-первых, отсутствуют четкие нормы социализированности в российском обществе, что связано, прежде всего, с утратой идеалов советского общества и размытостью новых ориентиров общественного развития. Во-вторых, нормативы социализации существенно трансформировались в связи с переориентацией общества на новые эталоны. В этой связи социализационные процессы в российском обществе протекают специфически: с одной стороны есть сформировавшаяся за долгое время система включения личности в общественные отношения, с другой стороны, эта система во многом не устраивает и противоречит сознанию молодого поколения, активно включенному в информационные процессы.
3. В настоящее время, происходит трансформация семьи, как института социализации. Молодой человек оказывается под влиянием нескольких, значимых для него, социальных каналов (семьи, учебного заведения, лидера неформальной молодежной организации и средств массовой информации, в особенности телевидения). В результате мировоззрение молодого человека, сформировавшееся под влиянием столь различных, а зачастую противоречащих друг другу сил, не может не оказаться расколотым и самопротиворечивым. Основная проблема в данном случае, состоит в том, что при первичной социализации, индивид воспринимает установки от семьи, а при вторичной социализации, семья не может адекватно реагировать на все время меняющиеся информационные условия. Если в прошлом семью подменял трудовой коллектив, то в современном обществе личность, социализируется в других каналах (в группах, посредством телевидения, интернет).
Информация о работе Социализация: процесс и условия в современном российском обществе