Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.
Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Заключение……………………………………………………………..... 26
Список литературы………...……………………………………………. 27
За
последние годы Элизабет Кюблер-Росс
внесла весомый вклад в движение за возвращение
достойного и гуманного отношения к смерти.
По ее утверждению, когда медицинский
персонал и родные знают о том, что пациент
умирает, и пытаются скрыть от него правду,
они возводят барьер, препятствующий всем
сторонам должным образом подготовиться
к смерти. Более того, умирающий человек
обычно живет надеждой и верит тому, в
чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс
считает, что возможность искреннего выражения
чувств и должное уважение к этим чувствам
принесут всем только пользу. Опросы показывают,
что четверо из пяти человек предпочли
бы узнать правду в случае неизлечимой
болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному
– как и живут по-разному,– Кюблер-Росс
полагает, что процесс примирения с неминуемой
смертью обычно имеет пять стадий: отрицание
человеком того факта, что он умирает;
гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро
подойдет к концу; попытка выпросить у
Бога или судьбы временную отсрочку от
смерти; депрессия, или “предваряющая
скорбь”; примирение с фактом смерти.
Не каждый человек проходит через все
эти стадии, некоторые индивиды по многу
раз возвращаются к одним и тем же чувствам.
На умирающего человека оказывают влияние
и многие другие факторы, включая пол,
этническую принадлежность, личность
человека, сопутствующие смерти обстоятельства,
характер самого заболевания. Смерть можно
до конца понять только в контексте предыдущей
жизни человека и текущих обстоятельств.
В целом за последнее десятилетие общественное
и профессиональное осознание важности
переживаний умирающего человека резко
возросло и дало толчок более гуманному
отношению к смерти.
Механизмы социализации:
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:
1). Социально-психологические механизмы
2). Социально-педагогические
механизмы
I.К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Рефлексия
— внутренний диалог, в котором
человек рассматривает, оценивает,
принимает или отвергает те или
иные ценности, свойственные различным
институтам общества, семье, обществу
сверстников, значимым лицам и т.
д. Рефлексия может представлять
собой внутренний диалог нескольких
видов: между различными Я человека,
с реальными или вымышленными
лицами и др. С помощью рефлексии
человек может формироваться
и изменяться в результате осознания
и переживания им той реальности,
в которой он живет, своего места в этой
реальности и себя самого.
II.К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека
с субъективно значимыми для
него лицами. В его основе лежит психологический
механизм межличностного переноса благодаря
эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми
лицами могут быть родители (в любом возрасте),
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и др.
Естественно, что значимые лица могут
быть членами тех или иных организаций
и групп, с которыми человек взаимодействует,
а если это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Но нередки случаи, когда общение со значимыми
лицами в группах и организациях может
оказывать на человека влияние, не идентичное
тому, какое оказывает на него сама группа
или организация.
Заключение.
Социализацию
личности можно рассматривать как
«совокупность всех социальных и
психологических процессов, посредством
которых индивид усваивает
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется.
На основе
этого усвоения в ходе социализации происходит
формирование социальных качеств, свойств,
деяний, умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального
взаимодействия, полноправным и активным
членом общества.
Список литературы.
1. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10
2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
3.
Парамонова С.П. Типы
Социологические исследования. 1997. №10
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997
5. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997
6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/
Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика.,
2000