Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Заключение……………………………………………………………..... 26
Список литературы………...……………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     За  последние годы Элизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, они возводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться к смерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннего выражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному – как и живут по-разному,– Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти. 

     Механизмы социализации:

     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

1). Социально-психологические  механизмы

2). Социально-педагогические механизмы 

I.К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

     Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком  на рецепторном и подсознательном  уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних  возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

     Экзистенциальный  нажим — овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

     Подражание  — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

     Рефлексия — внутренний диалог, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или  иные ценности, свойственные различным  институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии  человек может формироваться  и изменяться в результате осознания  и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. 

II.К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

     Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского  и др.). Это усвоение происходит, как  правило, на неосознанном уровне с помощью  запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность  традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям  ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

     Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и  реализующими социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

     Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль жизни и мышления той  или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура  влияет на социализацию человека постольку  и в той мере, поскольку и  в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и  пр.) референтны (значимы) для него.

     Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Социализацию  личности можно рассматривать как  «совокупность всех социальных и  психологических процессов, посредством  которых индивид усваивает систему  значений, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она  включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

     Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется.

    На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

     1. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая

        проблема. // Социологические исследования. 1997. №10

     2. Кравченко А.И. Социология. Учебное  пособие. М. 1997

     3. Парамонова С.П. Типы морального  сознания молодежи. //

        Социологические исследования. 1997. №10

     4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997

     5. Фролов С.С. Социология. Учебник  для вузов. М., 1997

     6.  Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/

         Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика., 2000 
 

Информация о работе Социализация личности