Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Заключение……………………………………………………………..... 26
Список литературы………...……………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. 

     Уровни  социализации:

     В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве первичных  агентов социализации выступает  ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи  и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп  и институтов. Вторичные агенты –  это формальные организации, официальные  учреждения: представители администрации  и школы, армии, государства и  т. д.

I. 1) включенность  в микросреду; 

2) включенность  в мезосреду (на другие организмы); 

3) включенность  в макросреду (крупные общности). 

II. в гносеологическом  смысле 

1) психологический  аспект социализации; 

2) социально-психологтический аспект социализации; 

3) социальный аспект социализации. 
 
 
 
 

     Фазы  и этапы социализации:

     Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация  индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться  быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

     Социализация  включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

           Детство

     В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы  средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и  занятых по преимуществу одними и  теми же видами деятельности. Мир волшебных  сказок, игрушек и книг, который  мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.

     Какие бы определения ни давали общества категории детства, социализация детей  начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые  процессы. В детстве закладывается  фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

     Большинство детей – довольно “податливый  материал” в том смысле, что  они способны вырасти и развиться  во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский  язык. К этому времени они уже  также способны участвовать в  сложных социальных взаимодействиях  в соответствии с российскими  культурными моделями. Дети демонстрируют  общечеловеческие реакции на очень  ранних стадиях своего развития. Еще  не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая  привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

     В дошкольном возрасте дети рассматривают  собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

           Подростковый возраст

     В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально  значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные  с половым созреванием, детям  часто приходится брать на себя обязанности  взрослых уже в возрасте 13 лет  или даже раньше. По мере превращения  населения европейских стран  из преимущественно сельского в  городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.

     В подростковый период у индивидов  происходят изменения в росте  и развитии, которые можно считать  поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших  и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому  сложению, росту и силе. Эти изменения  сопровождаются быстрым развитием  органов деторождения, что свидетельствует  о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту. Подобно акробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжи детства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи – взрослости – и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

     Взгляд  Эриксона на подростков согласуется  с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст  как период “бурь и стрессов”. Ученые, занимающиеся общественными  дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в западных нациях переход от детства к подростковому  возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст  мальчики и девочки перестают  считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами  и женщинами. Определения подростков, даваемые им в обществах, представляются непоследовательными. В традиционных обществах переход к новому статусу  осуществляется с помощью четко  установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины –  церемоний инициации, символизирующих  переход детей во взрослое состояние. Во время таких ритуалов подростки  могут подвергаться неприятным, болезненным  и унизительным процедурам, но по их завершении дети провозглашаются взрослыми. Мальчиков часто запугивают, наносят  на их лица и тела ритуальные рисунки  и надрезы; девочек в период их первой менструации часто держат в изоляции от остальных членов сообщества. Однако задачи подобных ритуалов четко  определены, и молодые люди знают, что если они успешно пройдут  все положенные испытания, то станут по-настоящему взрослыми. Ритуалы вступления в возраст половой зрелости в  видоизмененной форме существуют и  в странах западного мира: это  церемонии “бар мицва” и “бат мицва” в Израиле, церемония конфирмации у католиков, церемония выпуска в школах и высших учебных заведениях.

     Хотя  средства массовой информации энергично  муссируют тему разницы поколений  – противоречий между подростками  и их родителями, проблема “разрыва между поколениями” в целом представляется слишком упрощенно. Исследования позволяют  предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие  на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее  влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий  подростка, в некоторых случаях  это влияние может оказаться  негативным, связанным с курением марихуаны и выпивкой. Члены семьи  оказывают на подростка большее  влияние, когда речь заходит о  выборе профессии, будущих жизненных  целях, о фундаментальных моделях  поведения и основных жизненных  ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

               Ранняя зрелость, или молодость

     Последние тенденции в развитии западного  мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий  образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов  во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между  подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность –  молодые девушки и юноши в  возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет – самый критический. Человек  должен выбрать только одну профессию  из 40000 занятий, существующих в современном мире. Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру, службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.

     Задачи  будущего развития, стоящие перед  индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд  Фрейд определил, как любовь и  работа. Через дружбу, сексуальные  взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.

     Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более  зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм – правил, предписывающих, чего и  в каком возрасте надлежит достичь  человеку. Культурный циферблат диктует, в каком возрасте для мужчины  или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды стараются настроить свои личные “часы” по этому социальному времени, и большинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в их жизни “раньше” социального времени, в чем они “опоздали”, а где “справились вовремя”.

Информация о работе Социализация личности