Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Заключение……………………………………………………………..... 26
Список литературы………...……………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию

ГОУ ВПО  Челябинская Государственная Медицинская  Академия

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики 
 

Контрольная работа по социологии

на тему:

«Социализация личности» 

                                                        Выполнила: студентка I курса 195 группы 

                                                             заочного отделения                

                                                                               фармацевтического факультета

                                                                         Исламутдинова Жамиля Равилевна

                                                        Проверил: преподаватель Кафедры

                                                                              социальной работы, психологии

                                            и педагогики

                                              Анашкин Э.Н. 
 

Челябинск

2011

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………… 3
  2. Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
  3. Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7

    А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7

    Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8

    В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9

    Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10

    Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23

  1. Заключение……………………………………………………………..... 26
  2. Список литературы………...……………………………………………. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого  состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность.

     Тема моей контрольной работы: «Социализация личности».

Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы.

     Цель  работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.

     Задачи:

1. Раскрыть содержание  понятия «Социализация личности»

2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности. 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «Социализация личности». 

     В условиях усложнения социальной жизни  актуализируется проблема включения  человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает  такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

     Под социализацией понимается процесс  вхождения индивида в социум, что  порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре  личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

     Социализация - процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется  уникальность данного индивида как  личности, процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе. 

     Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и  от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс  непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в  рамках детского садика, студенты –  в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной  ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной  секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

     Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым  членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный  процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также  процесс освоения ролей.

     Социализация  идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

     В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.

     Социализация  – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут  меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией  понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.  Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

     Социализация  личности представляет собой процесс  формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в  ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

     Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его  социальность сводится к потребности  в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в  обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

     Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как  биологические предпосылки, так  и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду и  предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. 
 
 
 
 

Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.

      Факторы социализации:

      А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека.

К ним относятся:

1)мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

2)макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

3) мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4)микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Стадии социализации:

1. Первичная  социализация, или стадия адаптации  (от рождения до подросткового  периода ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается,  подражает). 

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить  себя среди других, критическое  отношение к общественным нормам  поведения). В подростковом возрасте  стадия индивидуализации, самоопределения  «мир и я» характеризуется  как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво  в мировоззрении и характере  подростка. Юношеский возраст  (18—25 лет) характеризуется как  устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые  свойства личности. 

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое  место в обществе, «вписаться»  в общество). Интеграция проходит  благополуч­но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

• сохранение своей  непохожести и появление агрессивных  взаимодействий (взаимоотношений) с  людьми и обществом;

• изменение  себя, «стать как все»;

• конформизм, внешнее  соглашательство, адаптация. 

4. Трудовая стадия  социализации охватывает весь  период зрелости человека, весь  период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия  человека на среду через свою  деятельность. 

Информация о работе Социализация личности