Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:39, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.
Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие «социализация личности»…………………………..………….. 4
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности……………………………………………………………...……. 7
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Заключение……………………………………………………………..... 26
Список литературы………...……………………………………………. 27
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
ГОУ ВПО
Челябинская Государственная
Кафедра
социальной работы, психологии и педагогики
Контрольная работа по социологии
на тему:
«Социализация
личности»
Челябинск
2011
Содержание.
А)Факторы социализации …………….………………………………….. 7
Б)Стадии социализации ………………………………………………….. 8
В)Уровни социализации …………………………………………….…… 9
Г)Фазы и этапы социализации ………...…..…………………………… 10
Д)Механизмы социализации …………………………………..……….. 23
Введение.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Тема моей контрольной работы: «Социализация личности».
Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы.
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее факторов, стадий, уровней, фаз, этапов и механизмов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание
понятия «Социализация
2. Исследовать факторы,
стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы
социализации личности.
Понятие
«Социализация личности».
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под
социализацией понимается процесс
вхождения индивида в социум, что
порождает изменения в
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.
Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.
В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.
Социализация
– это процесс, который продолжается
всю жизнь. Однако на различных этапах
ее содержание и направленность могут
меняться. В связи с этим выделяют
первичную и вторичную
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин
«социализация» соответствует концепции,
согласно которой человек (ребенок)
изначально асоциален или его
социальность сводится к потребности
в общении. В этом случае социальность
— процесс превращения
Итак,
под социализацией понимают весь
многогранный процесс очеловечивания
человека, включающий в себя как
биологические предпосылки, так
и непосредственно само вхождение
индивида в социальную среду и
предполагающее: социальное познание,
социальное общение, овладение навыками
практической деятельности, включая как
предметный мир вещей, так и всю совокупность
социальных функций, ролей, норм, прав
и обязанностей и т.д.; активное переустройство
окружающего (природного и социального)
мира; изменение и качественное преобразование
самого человека, его всестороннее и гармоничное
развитие.
Факторы, стадии, уровни, фазы, этапы и механизмы социализации личности.
Факторы социализации:
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека.
К ним относятся:
1)мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
2)макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
3) мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
4)микрофакторы
— непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют,
— семья и домашний очаг, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации,
различные общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Стадии социализации:
1. Первичная
социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового
периода ребенок усваивает
2. Стадия индивидуализации
(появляется желание выделить
себя среди других, критическое
отношение к общественным
3. Стадия интеграции
(появляется желание найти
• сохранение своей
непохожести и появление
• изменение себя, «стать как все»;
• конформизм, внешнее
соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия
социализации охватывает весь
период зрелости человека, весь
период его трудовой