Социализация как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Наиболее традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………..5

1. Понятие личности…………………………………………………………..5

2. Процесс формирования личности…………………………………………7

3. Личность как объект и субъект социальных отношений……………….10

II. Стадии, способы и средства социализации личности……………………...13

1. Понятие и процесс социализации………………………………………...13

2. Институты социализации…………………………………………………17

III. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? ………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контр.раб.социол..doc

— 124.00 Кб (Скачать)

   3. Личность как объект и субъект социальных отношений.

   В марксистской теории личности главный  акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с  точки зрения этого подхода, рассматривается  как целостность социальных качеств  человека.

   Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обуславливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, так как они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.*

   Важным  компонентом макросреды являются социальные институты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологическими отношениями. Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению. Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам. 
 

   * [1, с. 71]

   Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиция) к восприятию и способу действий в различных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиции стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

    Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Самосознание  личности трансформируется в жизненную  позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.* Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   * [1, с. 74]

   II. Стадии, способы и средства социализации личности.

   1. Понятие и процесс социализации.

    Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

    Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

    Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд.* По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

    Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

    Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические

приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как 

всемогущество авторитета или идея о том, что  наши требования должны

быть  законом для окружающих).

* [1, с. 77]

      Каковы  же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд  выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация—это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как спои собственные.

       Имитация и идентификацияявляются  позитивными  механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

      Т. Парсонс и С. Бейлз* применяли понятия, введенные 3. Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации.

* [1, с. 78]

      Но  помимо семьи в этом процессе принимает  активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

      Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

      Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

 

        2. Институты социализации.

      Особо важное место группы занимают в институциональной  жизни. Социологи рассматривают  институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.*

      Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая  потребность может порождать  существование полдюжины специальных институтов, а с другой – каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля (табл. 1). 
 
 

* [3, с. 120]

      Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социальный  институт Основные функции Группы и  организации Ценности Роли Нормы
1 2 3 4 5 6
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание  порядка в доме, уважение к родителям Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка Иметь столько  детей, сколько вы в состоянии  содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение  загробной жизни и понятий  страдания и потерь; стремление соединиться  с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям  церкви
Право Поддержание социального  порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель Давать правдивые  показания, следовать нормам доказательного права
Политика Установление  иерархии власти Политические  партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило простого большинства, право голоса Президент, депутат, лоббист, кандидат Один человек  – один голос, голосование как  привилегия и право
Экономика Производство  и распределение товаров и  услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы  потребителей Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель Максимизация  прибыли, “клиент всегда прав”, упорный  труд
Образование Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные  ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Ученый, исследователь, техник, администратор Применять научные  методы, полностью раскрывать полученные данные
Здравоохранение Излечение больных, уход за умирающими Больницы, аптеки, страховые компании Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям  врача Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик Не эксплуатировать  пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь
Армия Защита от врагов, отстаивание национальных интересов Сухопутные  войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия Готовность  с честью умереть за свою страну, подчинение командирам Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион Быть готовым  к войне, подчиняться старшим  офицерам, не обсуждать приказы
Средства  массовой информации Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий Телевизионные сети, радиостанции, издательства Оперативность, точность, большая аудитория, свобода  печати Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель Информация  должна быть точной, объективной, оперативной и полезной

Информация о работе Социализация как фактор развития личности