Слухи в PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это проанализировать работу служб по связям с общественностью в борьбе с распространением слухов.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
выделить теоретические основы взаимосвязи слухов и PR;
определить слухи как один из инструментов инструмент PR;
рассмотреть примеры борьбы PR-специалистов со слухами;
найти эффективные методы борьбы со слухами и практику их применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект слухов в PR……………………………….5
1.1. Определение, характеристика и особенности слухов в PR…………….5
1.2. Слухи как инструмент PR……………………………………………… 18
ГЛАВЫ 2. Борьба со слухами……………………….………………………..24
2.1. Причины распространения слухов в PR ……………………………….24
2.2. Способы борьбы со слухами……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….32
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Работа содержит 1 файл

курсовавя по ТиПСО2.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное  государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА» 

Специализация: «Связи с общественностью в коммерческих структурах»

Кафедра социальных коммуникаций 
 

Курсовой  проект 

По  дисциплине: «Теория и практика связей с общественностью»

На  тему: «Слухи в PR» 
 
 

                  Выполнил: студентка 4 курса, 412 группы, очной формы обучения,

                  специальности 030608.65

                  «Связи  с общественностью»

                  Каретников  В.А.

                                        Проверила: 
 
 

Саратов- 2007

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретический аспект слухов в PR……………………………….5

    1.1. Определение, характеристика и особенности слухов в PR…………….5

    1.2. Слухи как инструмент PR……………………………………………… 18

ГЛАВЫ 2. Борьба со слухами……………………….………………………..24

    2.1. Причины  распространения слухов в PR ……………………………….24

    2.2. Способы борьбы со слухами……………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….32

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….. ..34 
ВВЕДЕНИЕ
 

          Спросите любого человека, мало-мальски сведущего в работе с информацией, что является самым древним PR-инструментом? Почти наверняка вам ответят – слухи.  

         Слухи можно распускать, причем как о конкурентах, так и о себе. Ими можно управлять. Причем для получения широкого резонанса достаточно с загадочным видом прошептать на ухо ближнему эксклюзивную новость. И до сих пор слух превосходит результаты использования современных технологий воздействия.

         В настоящее время участники качественных исследований (фокус-группы, глубинные интервью) сетуют на пресыщенность рекламой, ее всепроникающий характер. Каждый день с утра до вечера по ТВ и радио, с мультимедийных экранов на улицах, со страниц журналов и газет, с уличных щитов и стендов сообщается о преимуществах различных товаров, услуг. Человек вынужден возводить искусственные информационные фильтры и барьеры, что позволяет ему сохранить рассудок и психическое здоровье в норме. В итоге масса рекламных сообщений отторгается, не достигая целевой аудитории. Таким образом, задача «вскрыть» субъективное сопротивление аудитории стоит перед специалистами ряда служб компаний. Один из наиболее «продвинутых» способов, на который обращают внимание в последнее время – использование нерекламных каналов, к которым у людей больше доверия и где отсутствуют «информационные фильтры». Яркий пример такого воздействия – управление распространением слухов среди целевой аудитории.

         Каждый профессиональный коммуникатор должен понимать, как  начинаются слухи и, что более важно, как с ними бороться. Говоря просто, слухи — это кусочки «информации», которые не могут быть подтверждены или заверены личным опытом или вторичным источником высокой надежности. Они расцветают, когда существует сочетание неопределенности и беспокойства, а достоверная, официальная информация отсутствует или неполна.

         Слухи — это элемент  устной коммуникации. Он присутствует и сегодня, когда мы полностью охвачены индустриализованными формами массовой коммуникации. Но человек все равно остается человеком.

         Наиболее сложной с точки зрения PR-технологии является борьба с распространением слухов. Практически ни один кризис без неё не обходится. Только недальновидный политик легкомысленно относится к разного рода бытовым измышлениям по поводу конфликтных ситуаций.

         Цель данной курсовой работы – это проанализировать работу служб по  связям с общественностью в борьбе с распространением слухов.

         Для решения данной цели были поставлены следующие  задачи:

      1. выделить теоретические основы взаимосвязи слухов и PR;
      2. определить слухи как один из инструментов инструмент PR;
      3. рассмотреть примеры борьбы PR-специалистов со слухами;
      4. найти эффективные методы борьбы со слухами и практику их применения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ГЛАВА 1. Теоретический аспект слухов в PR 

         1.1. Определение, характеристика и особенности слухов в PR

         Интерес к слухам носит неслучайный характер. Этот способ передачи информации имеет тысячелетнюю историю и, несмотря на развитие технических  средств коммуникации, он играет важную роль в обществе. Речь идет как о коллективных тревожных ожиданиях больших групп людей, так и об информационных потребностях, интересах – именно эти факторы активно используют слухи.

         Существует несколько  определений слуха:

         Слух - это коммуникативная  единица, достаточно частый элемент массового общения.

         Слух - это циркулирующая  форма коммуникации

         Слух - это информация, которая распространяется без предоставления общепринятых свидетельств достоверности. Иногда она подтверждается, но в  большинстве случаев оказывается ложной.

         Слухи - это система  коммуникаций, которая существует параллельно  с официальными источниками.

         Слух - это самотранслирующееся  сообщение. Противодействие ситуации не всегда может помешать распространению  слуха. Самотранслирующееся сообщение  таково, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение.

         Слух - это ответ  на общественное желание, представление. В нем заключен отнюдь не индивидуальный интерес. Реально: слух - это общение толпы. 1

         Слух есть косвенное  проявление коллективного бессознательного, определенных архетипических проявлений. Это ответ на коллективные тревожные  ожидания, которые есть в каждом. Слух как коммуникативная единица  всегда опирается на определенные, иногда замутненные коммуникативные намерения.

         Все представленные определения подчеркивают лишь некоторые  аспекты и характеристики слухов, потому что действительно непросто однозначно охарактеризовать такое  сложное явление.

         Слухи делятся на две принципиально противоположные по своему «духу» группы: стихийно возникшие и искусственно созданные. Первые сродни анекдотам, фольклору и представляют собой результат «коллективного народного творчества» на некие злободневные и актуальные для людей темы; история их существования насчитывает тысячи лет. Вторые гораздо моложе, они являются продуктом, прежде всего, информационных войн и пропаганды 20 века. Их создатели – специально подготовленные сотрудники, которые учитывают ряд факторов, прежде чем выпустить в свет свое «детище». Они пытаются решить некоторые задачи с помощью «внедрения» слухов в среду аудитории их коммуникативного воздействия, таким образом,  они влияют на поведение людей, их эмоции, ценности и т.д. Здесь их деятельность сопряжена с рядом трудностей, так как слухи как средство пропаганды, манипуляции сознанием, психологического воздействия использовались, а вот как средство косвенной рекламы и PR-воздействия – это ноу-хау последних лет, здесь опыта крайне мало.2

         К основным причинам возникновения слухов относятся:

      • разнобой и разноплановость информации о событии;
      • длительная задержка в принятии решения;
      • паника;
      • наличие организационных проблем.3

         Характеристики  слухов

         Общие характеристики слуха могут более детально раскрыть их как явление. Учет характеристик слухов, безусловно, важен в вопросах управления ими. Если ситуация имеет однозначный характер, слухи не смогут составить конкуренцию достоверно известным фактам. То есть, там, где возник слух, присутствуют недосказанность, таинственность и непредсказуемость. События, попадающие в сферу слуха, как правило, касаются базовых человеческих ценностей: жизнь, смерть, любовь, безопасность, свобода, деньги, жилье, семья и т. д. При этом слух - это эмоционально окрашенная информация, которая обычно стремится к персонификации и концентрируется вокруг известных людей - писателей, ученых, артистов, политиков, спортсменов (так как эти люди на виду, хорошо известны). Слух включает у человека такие механизмы психологических защит как идентификация, проекция, интроекция.4

          Слухи передаются  из уст в уста (речь не идет  о способах запуска слухов). Один  человек может рассказать новость  нескольким, те, в свою очередь,  передают информацию дальше, но  не одному, а нескольким людям.  Для слуха характерна однократная  воспроизводимость перед слушающим. Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается. Таким образом, по мере устаревания информации увеличивается число владеющих ею людей, и слух постепенно «умирает», поскольку не каждый, кто получил эти сведения, распространяет их. По времени функционирования слуха была установлена цифра 12-15 дней, после которых слух стирается или вытесняется. Слух чаще всего является продуктом ситуации, нежели чьей-то личной инициативой. Это означает, что в определенной ситуации и при соответствующей мотивации в передаче слухов может принять участие любой человек. В силу амбивалентности нашего бессознательного, функционирование абсолютно противоположных друг другу слухов нисколько не снижает эффективность воздействия на толпу. Поскольку слух - это мощное средство воздействия на людей (можно отнести его к одним из самых сильных приёмов воздействия на человека), необходимо учитывать следующие его характеристики:

  • слух часто содержит информацию, принципиально умалчиваемую средствами массовой коммуникации. Не будем далеко ходить за примерами: все хорошо помнят, как долго в народе ходили слухи о причинах гибели подлодки «Курск»;
  • слухи могут нести позитивные, негативные и нейтральные последствия, итоговое сальдо которых определить весьма затруднительно;
  • слух подается как информация, соответствующая действительности. 5

         Слухи представляют значительный интерес для PR, поскольку  позволяют передавать любую информацию. Еще одна важная характеристика слухов: они четко указывают «белые пятна» коллективного сознания, которые остались вне сферы влияния СМИ. Например, хорошо видно, какие имиджевые характеристики кандидата или политической партии есть в сознании людей и как они представлены. Без учета характеристик слухов работа с ними, мягко говоря, не всегда приводит к желаемым результатам. Вот примеры некоторых типичных ошибок: запускается слух и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух, а он начинает работать на конкурента; запускается слух с расчетом его максимальной эффективности к определенной дате, а он или успевает затихнуть или не достигает ожидаемого пика распространения и т.д. 6

         Устное распространение  информации по неофициальным каналам  играет гораздо большую роль в  жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведенные после убийства Кеннеди, показали, что 50 % опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации.  
Слухи сопровождают человечество все время, поскольку дефицит информации с неизбежностью повторяется. Владислав Ходасевич приводит в своих записных книжках слухи его времени: «Шепотком:  
В 1915: „Знаете, Распутин с царицей ходят в баню и оттуда посылают радиограммы в Берлин. А Николай в это время“… и проч.  
В 1917: „Знаете, Керенский перевез Тиме в Зимний дворец и купается с ней в мраморной ванне“… и проч. В 1919: „Знаете, Ленину явился во сне Гермоген“… и т.д.». Как видим, уже в этих примерах явственно проступают такие характеристики слуха, как: а) слух подается как информация, соответствующая действительности, б) слух — это эмоционально окрашенная информация, поскольку только такой тип сообщений может служить мощным средством воздействия.7  
               Одновременно такой мощный канал воздействия не мог остаться незамеченным профессионалами. Так, японцы обнаружили, что реклама некоторых продуктов (например, лекарств и врачебных услуг) более эффективна, когда она распространяется из уст в уста. Часто мы больше верим устной рекомендации, чем официальной рекламе. Такой устный тип коммуникации пытаются воплотить на наших экранах в рекламе бальзама Битнера, когда известны имя, фамилия и возраст каждого из говорящих.  
Такая коммуникативная единица, как слух, являясь достаточно распространенным элементом массового общения, значительно реже попадает в обиход общения научного. Природа самостоятельного распространения слухов представляет определенный интерес с чисто теоретической стороны и тем, что средства массовой коммуникации, являясь более организованными, более мощными, в то же время не могут достаточно оперативно приостанавливать распространение этого вида массовой информации.

Информация о работе Слухи в PR