Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
Целью данной работы избрано выяснение специфики системного метода исследований, применяемого при анализе социальных процессов.
Задачами представленного реферата являются:
демонстрация значения названной методологии исследований;
краткое описание истории формирования системного подхода к рассмотрению социума;
а также формирование общего представления о конкретных инструментах, используемых в ее рамках.
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Общество с точки зрения системного подхода. Общий (философский) подход к понятию «социальная система» 3
• Понятие «социальной системы»
• Социальная система и среда 5
ГЛАВА 2. Применение системного метода в социологии 9
• История развития системного метода
• Метод системного анализа в социологии 10
• Характеристики системного метода исследований 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Роберт Мертон (1910 - 2003 гг.) главный акцент своей теории сделал на развитие идеи аномии. Его внимание в большей мере было сосредоточено не на факте гармонии и устойчивости общества, а на девиации, отклонении от норм. Согласно его точке зрения, возможность аномии существует в самой структуре общества. Главная причина аномии - противоречие между «определяемыми культурой целями» и «институализированными средствами». Соответственно гармония в обществе зависит от интегрированности культурных целей и устойчивости норм.
Работы
Никласа Лумана (1927 - 1998 гг.) продолжают
традицию структурно-функционального
анализа. При этом внимание ученого сосредоточено
на двух вещах - отношении системы к среде
и изучении механизмов рефлексии или «автопоэксиса»
(«autopoesis»). В процессе развития система,
взаимодействуя со средой и усложняясь,
вырабатывает механизм саморефлексии
(социальная система это реализует в институтах
права и политики), которой снимает естественный
«тремер» системы, направляя ее естественную
флуктуацию к равновесию, к оптимальному
состоянию, другими словами, именно механизм
аутопейсиса в постоянно усложняющихся
обществах обеспечивает интеграцию и
стабилизацию.
Характеристики системного метода исследований
Таким образом, системный подход, это форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учетом сказанного определим понятие системного подхода: системный подход это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а также цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход, это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Системный подход открывает возможность исследовать общество как целостность. При этом, не замыкаясь на «определяющем» факторе, а исследуя целостное взаимодействие, определяя структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами и структуры со средой. Достижения системной социологии открывают возможность постижение общества и с точки зрения устойчивого инварианта, и с точки зрения дисфункционального (аномного) противоречия. Системная социология также обнаруживает механизм преодоления системных противоречий и достижения равновесия и оптимального состояния через функцию аутопейсиса. В этом случае возникает возможность и понимать и ожидать действия объекта.
Основными отличиями системного подхода от традиционного в изучении систем, являются:
Методологической
основой системных исследований
можно считать принцип
Основные принципы системного подхода, это:
1. Принцип целостности, говорящий о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимости из последних свойств целого, а также зависимости каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.п. внутри целого.
2. Принцип структурности, предполагающий возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.
Именно
структура придает системе
Формальные эквивалентные преобразования системы дают возможность ставить задачу оптимизации системы, в том числе в рамках фиксированной структуры.
3. Принцип иерархичности, согласно которому каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы. Это обстоятельство допускает декомпозицию системы и возможность проведения исследования отдельных ее компонент.
4. Принцип взаимозависимости системы и среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом.
Целостность и структура системы становятся очевидными на фоне динамики развития системы. При этом система должна изучаться в более широком временном масштабе, чем это, казалось бы, диктуется ситуацией. Вместе с тем этот временной интервал должен быть ограничен в соответствии с принципом наблюдаемости, согласно которому на основании возможных наблюдений за поведением системы в настоящем мы должны быть в состоянии судить о ее возможном поведении в соответствии с воздействиями в будущем.
5. Принцип множественности описания каждой системы, согласно которому в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
Отсюда
следует признание неизбежной векторности
критериев эффективности, так как
любой критерий не отражает всего многообразия
отношений к рассматриваемой системе,
а также важной роли неформализованных
(в частности, субъективных) составляющих
при исследовании сложных систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в рамках проведенной работы мы выяснили, что применение метода системного анализа позволяет целостно и комплексно описать и исследовать объект - социально-экономическую или политическую систему. Это позволяет начать, поддержать и продолжить цепочку стадий познания незнакомого явления:
описание è объяснение è предсказание è управление è создание |
Кроме того, широкое использование методов системного анализа позволяет более адекватно понимать социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, и в том числе, в российском обществе и государстве.
Это крайне актуально сегодня, когда современное состояние российского общества вряд ли можно характеризовать в оптимистических терминах. Общество дезинтегрировано и нестабильно. Достаточно серьезным неформальным авторитетом для улучшения ситуации, разработки и внедрения инновационных практик в сферу стабилизации функционирования социальных институтов пользуется, как это ни парадоксально может показаться, наука и образование. Именно наука обеспечивает адаптацию ценностей других культур (хотя и не всегда успешно). Именно образование предлагает индивиду механизм соотнесения его личных целей и норм общества. В определенной мере авторитет института образования влияет и на контроль за реализацией норм.
Так, по словам Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, системные меры по развитию всех уровней образования, слаженное взаимодействие всех органов исполнительной и законодательной ветвей власти, а также активное общественное участие в мероприятиях национального проекта «Образование» «будут содействовать и должны привести к реализации концепции социально-экономического развития страны, укреплению образования как института социального развития и основы становления экономики знаний»12.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Системный подход к исследованию социальных процессов