Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:18, научная работа
Цель моего исследования: теоретически обосновать и разработать систему профилактики алкоголизма среди подростков образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма среди подростков
Введение
3
1.
Теоретическая часть
7
1.1
Исторические закономерности развития алкоголизма
8
1.2
Причины и мотивы употребления алкоголя
12
1.3
Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков
14
2.
Практическая часть
16
2.1
Профилактика подросткового алкоголизма.
16
2.2
Констатирующий эксперимент
16
2.3
Разработка программы действий по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении
21
2.4
Повторный констатирующий эксперимент
22
Заключение
24
Список использованных источников
25
Массив исследования:
Экспериментальной базой исследования послужило ГБОУ СПО СО Белоярский многопрофильный техникум. В данном образовательном учреждении обучается 450 студентов. Опрашивались 50 студентов из которых 25 юношей и 25 девушек.
Цели констатирующего эксперимента:
1. Изучить отношение к алкоголю студентов БМТ.
2. Доказать эффективность системы профилактики подросткого алкоголизма в БМТ.
Задачи экспериментальной работы:
1. Подобрать диагностический материал по изучению ценностных ориентаций.
2. Провести констатирующий эксперимент.
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Разработать программу действий по профилактике алкоголизма среди подростков.
5. Провести повторно констатирующий эксперимент.
6. Показать динамику снижения подросткового алкоголизма в БМТ.
Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2010 года. В нём участвовали 50 студентов (25девушек и 25юношей). Возраст респондентов 16-19 лет. Экспериментальная работа проводилась в течение двух дней. В первый день проводился констатирующий эксперимент, на второй день проводилась обработка полученных результатов.
Пояснительная записка.
Моей целью в этом социологическом исследовании являлось выявление общественного отношения сегодняшней молодежи к употреблению спиртных напитков. Тест, на основании которого проводился констатирующий эксперимент был взят из сборника методических рекомендаций ГБОУ СО “Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Ладо”.
Перед тестированием отвечающим объяснили, что им гарантируется полная анонимность.
ТЕСТ
1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?
2. Алкоголь для вас – средство занять свободное время?
3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?
4. Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?
5. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?
6. Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?
7. Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?
8. Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?
9. Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая?
10. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?
11. Были ли у вас когда-либо неприятности в учёбе из-за употребления алкоголя?
12. Задерживались ли вы сотрудниками Полиции или ТКДН в состоянии опьянения?
13. Забывали ли вы часть минувшего вечера после выпивки?
14. Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!
Обработка полученных результатов:
По данным опроса большинство юношей впервые узнали вкус алкоголя до 8-го класса, таким образом, показан факт раннего приобщения к спиртному. Большинство же девушек приобщаются к алкоголю между 8-м и 11-м классами.
Таким образом, юноши примерно в 3 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, чем девушки.
Практически у всех опрашиваемых девушек и у одной трети юношей первое впечатление от принятия алкоголя было не приятным, большинство же юношей либо не помнят, либо затрудняются ответить. Это говорит о различных мотивах употребления между девушками и юношами. Многие из отвечавших первый раз употребляли алкоголь от родителей как «лекарство» поэтому затруднились ответить на вопрос.
Из результатов можно сделать вывод: что несмотря на трудное материальное положение нынешних молодых людей, они тратят немало денег на алкогольные напитки.
По результатам ответов юноши предпочитают более крепкие напитки слабым, а девушки наоборот.
Большинство молодых людей считает, что алкоголь иногда способствует снятию душевного напряжения, помогает расслабиться. Некоторые из молодых людей выбрали для себя данный вопрос в качестве причины употребления спиртных напитков.
Почти все отвечающие уверены, что современное застолье не может обойтись без алкогольных напитков. Но 12% девушек думают, что иногда это реально.
Из полученного можно сделать вывод, что юноши чаще употребляют алкоголь, чем девушки основная масса молодежи вообще употребляют алкогольные напитки 2-3 раза в месяц.
Однако девушки легко могут отказаться от предложения выпить, а юноши лишь на треть уверены в своей силе воли. Есть и такие юноши, которые не могут устоять против предложения выпить.
Юноши и девушки в основном считают, что алкоголь, если его нечасто пить – безвреден, и спиртное иногда очень даже позволительно употребить.
Большинство девушек считают, что пьют немного и способны к самоконтролю в состоянии опьянения, а основная часть юношей затрудняются ответить на данный вопрос. Среди юношей есть и такие, которые не могут себя контролировать, не помня большую часть вечера после принятия алкоголя.
Выводы:
В результате проведенного социологического исследования подтвердилась, что степень эмоциональной устойчивости влияет на употребление алкогольных напитков молодыми людьми. Те молодые люди, которые более эмоционально стабильны, пьют гораздо меньше, чем те, которые больше подвержены эмоциональным нагрузкам.
Социологическое исследование показало, что большинство студентов стараются мало тратить средств на приобретение алкогольных напитков. Часть девушек стараются совсем не тратить.
Так же подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между потреблением спиртных напитков и наличием высоких нравственных ценностей. Те молодые люди, которые употребляют алкоголь в менее серьезном количестве, обладают более высокими нравственными ценностями, чем те, которые в большем количестве употребляют спиртное.
Алкоголь является искусственным средством воздействия на свое субъективное состояние. Поэтому, как показало проведенное социологическое исследование, с ухудшением условий социальной среды, жизни, с тяжелым материальным положением порождаются предпосылки для формирования у молодых людей потребности в алкоголе.
Потребность в алкоголе не существует сама по себе, она является лишь выражением, как бы превращенной формой ряда других потребностей, не получающих удовлетворения в каких-то данных условиях. Потребление спиртного связанно с различными ситуациями и выполняет не одну, а много различных функций. Каждая из этих функций представляет собой удовлетворение какой-то естественной потребности, либо условий её удовлетворения. Это могут быть потребности духовные, физические или эмоциональные, но в каждом случае налицо, с одной стороны возможность разрешения ситуации здоровыми средствами, а с другой - для большего числа людей алкоголь становится более предпочтительным средством, чем все иные.
2.3 Разработка программы действий по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что следует усилить пропаганду борьбы с алкоголем. Предыдущий мировой опыт показывает, что одним ударом с пьянством покончить нельзя, но и не следует «опускать руки». Необходимо искать методы борьбы с алкоголизмом. В антиалкогольной пропаганде важно наглядно показать не только, почему плохо пить, но ещё важнее - почему хорошо не пить. И здесь мало одних декларативных заявлений и императивных утверждений. Нужны конкретные, доступные восприятию и пониманию подростка примеры, подтверждающие и иллюстрирующие, что быть трезвым интереснее и полезнее, чем быть пьяным.
Именно для этого была разработана программа действий по профилактике подросткового алкоголизма в образовательном учреждении:
п/п | Мероприятие | Дата/место проведения | Ответственные |
1 | Беседа по профилактике подросткового алкоголизма с привлечением Инспектора ТКДН | Октябрь, актовый зал БМТ | Социальный педагог |
2 | Организация тематических классных часов с просмотром фильмов, направленных на профилактику подросткового алкоголизма [“А кто пойдёт за Клинским?”, “Бабуся” и др.] | Ноябрь-декабрь, актовый зал БМТ | Мастера п/о, кураторы, классные руководители |
3 | Участие в районном конкурсе агитбригад, направленном на пресечение асоциального поведения среди молодёжи и подростков Белоярского ГО | Ноябрь-декабрь
| Учпрофком
По итогам конкурса заняли I место
|
4 | Организация акции “Молодежь БМТ против пива” | Февраль, придворовая территория БМТ | Учпрофком
|
5 | Организация и проведение Советов профилактики | Ежемесячно | Социальный педагог |
6 | Организация и проведение Дней Инспектора | Ежемесячно | Социальный педагог |
7 | Работа с трудными подростками на уровне Старостата | Ежемесячно | Учпрофком |
8 | Работа с родителями | Ежемесячно | Зам. директора по УВР |
2.4 Повторный констатирующий эксперимент
В сентябре 2011 года был проведен повторный констатирующий эксперимент, в котором приняли участие те же студенты. Целый год на них работала программа профилактики подросткового алкоголизма, разработанная в нашем ОУ. Респондентам была предложена анкета, результаты, которой и стали результатами нашей работы.
Анкета
1. Скажите, принимали ли вы участие в мероприятия, направленных на профилактику подросткового алкоголизма?
2. Алкоголь для вас так же – средство занять свободное время?
3. Ваши друзья так же выпивают чаще двух раз в месяц?
4. До сих пор разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?
5. Удалось ли вам сократить употребление алкоголя?
6. Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?
7. Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?
8. Узнав всю правду об алкоголе трудно ли вам провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая?
9. Были ли у вас за последний год неприятности в учёбе из-за употребления алкоголя?
10. Задерживались ли вы в течение этого года сотрудниками Полиции или ТКДН в состоянии опьянения?
11. Как вы считаете система профилактики – это действенная мера в борьбе с подростковым алкоголизмом?
Результаты анкетирования показали, положительную динамику отказа от принятия алкоголя у 40% респондентов. Более 20% - сократили прием алкоголя вдвое. 15% - уверяют, что могут проводить свободное время не употребляя даже Пиво. Практически 80% респондентов подтвердили действенность системы профилактики.
Заключение.
Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет. Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя. Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще не употребляя через изменения в био-психо-социо-духовных аспектов личности человека.
Информация о работе Система профилактики подросткового алкоголизма в ОУ