Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:18, научная работа
Цель моего исследования: теоретически обосновать и разработать систему профилактики алкоголизма среди подростков образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма среди подростков
Введение
3
1.
Теоретическая часть
7
1.1
Исторические закономерности развития алкоголизма
8
1.2
Причины и мотивы употребления алкоголя
12
1.3
Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков
14
2.
Практическая часть
16
2.1
Профилактика подросткового алкоголизма.
16
2.2
Констатирующий эксперимент
16
2.3
Разработка программы действий по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении
21
2.4
Повторный констатирующий эксперимент
22
Заключение
24
Список использованных источников
25
Спаивание россиян в новое время усугублялось преобладанием на российском рынке малокачественных сортов водки. Систематический экспорт русской ржаной водки в Германию привел к преобладанию на внутреннем российском рынке дешевой картофельной водки из украинских губерний, что способствовало распространению в России самых худших форм пьянства. Правительство отказывалось бороться с ним, поскольку в начале 20 в. более 1/3 доходов ежегодного госбюджета составляла именно выручка от торговли водкой. Единственное, на что оно пошло, – это переход к стандарту 40-градусной водке, менее разрушительной в сравнении с напитками любой другой крепости.
Фискальный интерес к продаже алкоголя сохранился и в советскую эпоху. Поэтому в СССР осталась «традиция» чрезмерного винопития, алкоголизм по-прежнему являлся острой национальной проблемой. Тяга к «зеленому змию» получила широкое распространение не только у «простых» людей, но и среди творческой интеллигенции (можно вспомнить, например, С.Есенина, А.Фадеева, А.Твардовского, В.Высоцкого). Статистика среднедушевого потребления спиртоводочных напитков показывает, что в СССР последних десятилетий оно оказалось выше, чем в царской России. В 1980-е, в период обострения дефицита потребительских товаров, водка даже играла роль своего рода второй валюты.
В 1990-е на российском рынке появилось большое количество низкопробных, часто фальсифицированных (нестандартных и низкокачественных) крепких алкогольных напитков. Российский рынок захлестнул поток отечественных и иностранных псевдоводок, широко распространилось самогоноварение. По некоторым данным, в 1993 каждая четвертая бутылка была подделкой. В результате проблема алкоголизма стала еще более острой: на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло более 2,5 млн. человек (Табл. 2), но реальное число больных алкоголизмом было заметно выше – порядка 10 млн. (примерно 7% всего населения). От алкогольного отравления в 1990-е ежегодно умирало примерно 30 тыс. человек (большинство из них – жертвы суррогатов).
Потребление алкоголя в России является одним из самых высоких в мире. Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в постсоветской России сначала взлетело с 5 л в 1992 до 9,3 л. в 1995, но затем стабилизировалось примерно на уровне 7–7,5 л. Однако с учетом суррогатного алкоголя (самогон, медицинский спирт и т.д.) общее количество потребления на душу населения оценивается примерно в 15 л.
На распространение алкоголизма в России сильно влияет не только и не столько количество потребляемых напитков, сколько манера их употребления. Типичный для европейцев способ потребления алкогольных напитков – часто, но малыми дозами (скажем, по рюмке красного вина каждый вечер). В России же чаще встречается употребление алкоголя в виде «ударных доз» – большое количество выпитого в сжатые сроки (например, запои по праздникам, когда выпивка измеряется бутылками).
В современных развитых странах Запада алкоголизм распространен гораздо слабее, чем в России – это находит отражение прежде всего в количестве среднедушевого потребления спиртоводочных напитков (Табл. 3). Однако негативные последствия алкоголизма на Западе все же много тяжелее, чем последствия наркомании. В результате возникает парадоксальная ситуация: менее опасная наркомания постоянно находится в центре внимания, в то время как более вредоносный алкоголизм не считается также опасной проблемой. Хотя еще в 1975 18-я сессия Всемирной Организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотическим ядом, разрушающим человеческое здоровье, однако отношение к нему куда более снисходительное, чем к другим наркотическим препаратам.
Несмотря на очевидную связь алкоголизма и острых социальных проблем, за последние 20 лет потребление алкоголя в мире удвоилось. Более 80% этого объема приходится на более развитые в промышленном отношении страны Западной Европы, США, постсоветские государства. Наименее затронуты «зеленым змием» страны ислама, где религия строго запрещает употребление спиртного.
Во всем мире на протяжении 20 в. Отмечается негативная тенденция к «омоложению» алкоголизма и к увеличению риска его возникновения. Это объясняют разрушением традиционной культуры, запрещающей пьянство, и усилением стрессов в современном мире. При изучении динамики алкоголизма основными индикаторами являются количество заболеваний циррозом печени, число алкогольных психозов («белая горячка»).
Замечена любопытная закономерность: распространение алкоголизма среди представителей разных народов обратно пропорционально длительности того исторического времени, в течение которого им был доступен алкоголь. Так, европейские народы страдают от алкоголизма меньше, чем сравнительно недавно познакомившиеся с алкоголем народы Севера и североамериканские индейцы (спаивание индейцев было важнейшим инструментом «очистки» Дикого Запада в 19 в.).
1.2 Причины и мотивы употребления алкоголя
До начала 19 в. алкоголизм рассматривался как следствие дурного воспитания, моральной распущенности или слабоволия. Иначе говоря, его считали порождением личных особенностей пьющего, который не находит воли отказаться от бутылки. Появление данных о сложной природе алкоголизма, особенно механизме формирования биологической зависимости, привели к изменению понимания алкоголизма, который с середины 20 в. стал трактоваться как болезнь. Постепенно становилась очевидной узость биологического подхода к алкоголизму как болезни индивида. В настоящее время исследователи подчеркивают социальные корни этого заболевания, связанные с особенностями не личности алкоголика, а его социального окружения.
Причины употребления алкоголя различны. Одни видят в нем своеобразное лечебное средство, другие – средство облегчения общения с людьми, третьи – способ снять психологическое напряжение.
Считается, что спирт обладает лечебным действием – возбуждает аппетит, помогает при простудных и иных заболеваниях. Врачи признают, что небольшие дозы спиртного действительно возбуждают аппетит, умеренное его потребление ослабляет риск сердечно-сосудистых заболеваний для мужчин старше сорока лет. Все прочие «лечебные» функции алкоголя, по их мнению, сомнительны или ложны. В медицинской практике используют бактериостатические свойства спирта, употребляя его для дезинфекции (при уколах и т.п.), приготовления лекарств, но отнюдь не для лечения.
Главный мотив потребления алкоголя связан с психотропным действием этилового спирта. Потребность в нем существует у многих категорий людей – прежде всего, у лиц, плохо адаптированных в обществе, работающих с эмоциональными и физическими перегрузками. Недаром спиртное принимают «против усталости», при недомоганиях и практически на всех празднествах. Поскольку степень социальной адаптации и наличие перегрузок зависят от социального окружения индивида, то в формировании пристрастия к алкоголю большую роль играют микроклимат в семье, воспитание, традиции, наличие стрессов.
В формировании болезненного пристрастия к алкоголю могут сыграть большую роль генетические факторы. Есть гипотеза, что наследственная склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и т.д. есть примерно у 10–15% людей. Однако наличие наследственной предрасположенности само по себе никогда к алкоголизму не приводит, а лишь является сопутствующим фактором.
Хотя поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны, но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. В целом мотивы употребления спиртного делятся на две группы (Табл. 4).
До 11 лет его дают «для аппетита», «лечат» вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы – «праздник», «семейное торжество», «гости» и т.д. С 14–15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д.
Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, типичных для взрослых людей. Эти мотивы формируют пьянство как тип поведения маргинальной личности, потенциального правонарушителя. Если пьянство молодых связано главным образом с незавершенностью их адаптации во «взрослом» мире, то пьянство взрослых вызвано стрессовыми ситуациями этого мира (бедностью, перегрузками на работе, проблемами в семейной жизни).
О причинах распространения алкоголизма многое говорит тот факт, что в современной России в федеральных городах и на Северном Кавказе заболеваемость почти в 2 раза ниже средней. Здесь действуют два разных «предохранительных клапана» – традиционный образ жизни (на Кавказе) и более рациональное отношение к своему здоровью (у горожан). Наиболее подвержены алкоголизму те, кто уже свободен от традиций, но еще не воспитал в себе культуры самоконтроля.
1.3 Факторы, приводящие к риску алкоголизма среди подростков:
Экономическое, социальное неблагополучие.
Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
Неблагоприятное окружение и общественная не обустроенность.
Скверное соседство и общественная не обустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.
Частые перемены места жительства.
Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем.
Противоречия и несогласованность в законодательстве.
Поскольку в последнее время сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, существует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашей стране.
Доступность алкоголя.
Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими.
Семейная предрасположенность.
Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск употребления ими у подростка.
Неумелость и непоследовательность в воспитании.
В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя.
Протест и риск в подростковом возрасте.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают употребление алкоголя.
Положительное отношение к алкоголю.
Когда дети считают, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление алкоголя), связано с существующими мифами типа «От бутылки пива не становятся алкоголиками» и т.д.
Алкоголизм — коварная болезнь. Медленно и незаметно она вкрадывается в жизнь слабовольных. Появляется влечение к алкоголю. У взрослых алкоголизм может развиваться за 5— 10 лет, в молодом возрасте этот срок значительно сокращается — от нескольких месяцев, до года.
2. Практическая часть
2.1 Профилактика подросткового алкоголизма.
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.
Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
Профилактика алкоголизма на уровне образовательного учреждения: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.
2.2 Констатирующий эксперимент
Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!
Информация о работе Система профилактики подросткового алкоголизма в ОУ