Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:47, курсовая работа
Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них нам удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя нас долго и мучительно переживать его последствия. Для нашего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений, тогда как биологические процессы меняются медленно. Последствия психического перенапряжения могут быть тяжёлыми как в физическом, так и в психологическом отношениях. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Содержание
Введение
1.«Синдром эмоционального выгорания» в социальной психологии
2.Причины и распространенность синдрома эмоционального выгорания в профессиях
3.Симптоматика и диагностика СЭВ
4.Особенности синдрома выгорания у специалистов социальной работы
Заключение
Основные понятия
Литература
Синдрому СЭВ подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Здесь часто практикуется "снятие стресса" алкоголем
Важным
фактором развития "эмоционального
выгорания" являются отношения с непосредственным
руководителем. Напряженные отношения
с руководителем повышают риск развития
"эмоционального выгорания".
Симптоматика
и диагностика
СЭВ
Развитие синдрома “эмоционального выгорания” носит стадийный характер. Сначала наблюдают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома “эмоционального выгорания” появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
В развитии “эмоционального выгорания” выделяют последовательно сменяющие друг друга стадии, различаемые по степени вовлеченности человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости.
1. Невротическая реакция. Меняется в первую очередь физическое и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и, возможно, физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта, а также раздражительность и повышенная конфликтность, когда человек переносит плохое настроение на окружающих.
2. Невротическое развитие. Меняется отношение человека к работе, вплоть до появления отвращения к ней, результатом становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как будто за стеклом.
3. Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно они проявляются в форме душевной черствости, циничности, а также подчеркнутой агрессивности (от раздражительности до неприкрытого хамства). Все это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться перепадами настроения, появлением кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).
На первом этапе развития синдрома “эмоционального выгорания” профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы “эмоционального выгорания”.
Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком, и развивается постепенно. Поначалу у «выгорающего» начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в отношениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое.
Нередко это сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой. Как правило, в такие моменты, человек не чувствует в себе сил даже для выполнения пустяковых дел. Требуется много усилий на то, чтобы заставить себя сходить в магазин, сделать деловой звонок, убрать в комнате. Такая усталость может провоцировать состояние подавленности, апатию, вспышки раздражения, ощущение не проходящего напряжения и дискомфорта. Все чаще из головы вылетают важные дела. Становится очень трудно сосредоточиться на выполняемой работе. Любые мелочи буквально выводят из себя. В такие моменты «выгорающий» начинает искать способы «экономии эмоций». Старается побыть в одиночестве после работы, ограничить все контакты только самыми необходимыми людьми. Если же это не удается, то срабатывает определенная защитная реакция. Она может выражаться в безразличии к партнеру, игнорировании его обращений, цинизме и даже агрессии. При этом человек может начать действовать в ущерб себе. Однако даже в этом случае он не всегда в состоянии сдержать раздражение. Возникает потребность избегать публичных мест, общественного транспорта, телефонных разговоров. В конечном итоге «выгорание» приводит к резкому падению самооценки и профессиональной мотивации. Человек по привычке может сохранять уважение к работе, однако всё и все окружающие становятся ему безразличны.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
1.Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
3. Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
4. Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Процесс диагностики синдрома эмоционального выгорания должен включать следующие компоненты:
1.
Анализ жалоб с учетом
2.
Предшествующие и имеющиеся
3.
Социальный и профессиональный
анамнез. Прояснение факторов, способствующих
развитию синдрома
- высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
- недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
- невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений;
- двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
- постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение и т.д.);
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным);
- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
4.
Курение, употребление
5.
Данные соматического
6. Психический статус, наличие сопутствующих психических расстройств. Выявление личностных характеристик, способствующих синдрому эмоционального выгорания:
- повышенная личностная тревожность;
- пониженная самооценка, склонность к чувству вины;
- выраженная эмоциональная лабильность;
- покорность, зависимость, робость;
- пассивность.
7.
Результаты психометрического тестирования.
Для скрининговой диагностики синдрома
эмоционального выгорания - «Анкета для
оценки синдрома эмоционального выгорания».
Данная анкета может использоваться для
быстрой оценки выраженности синдрома
эмоционального выгорания в различных
профессиональных группах.
Особенности
синдрома выгорания
у специалистов социальной
работы
Профессия социальный работник сопряжена со специфическими трудностями, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он несет моральную ответственность. Социальному работнику приходится встречаться с клиентом в тяжелые для него моменты жизни. Процесс профессиональной деятельности социального работника приводит к снижению его трудоспособности и эффективности труда. Разнообразие функций, многогранность деятельности социального работника усложняют процесс его профессионального функционирования. И главное, чтобы решать чужие проблемы, социальный работник должен уметь справиться со своими.
Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки - слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта - меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы.
Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации - это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального "выгорания" увеличивается. Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность - как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию.
В сущности, происхождение "выгорания", видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.
Риск возникновения
"эмоционального выгорания" личности
специалиста в социальной работе
может увеличиваться в
- монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- работы с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
- напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма;
- нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у специалистов социальной работы