Синдром эмоционального выгорания у специалистов социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них нам удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя нас долго и мучительно переживать его последствия. Для нашего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений, тогда как биологические процессы меняются медленно. Последствия психического перенапряжения могут быть тяжёлыми как в физическом, так и в психологическом отношениях. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Содержание

Содержание
Введение
1.«Синдром эмоционального выгорания» в социальной психологии
2.Причины и распространенность синдрома эмоционального выгорания в профессиях
3.Симптоматика и диагностика СЭВ
4.Особенности синдрома выгорания у специалистов социальной работы
Заключение
Основные понятия
Литература

Работа содержит 1 файл

СЭВ у специалистов социальной работы..doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 

                                            Содержание 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    3

  1. «Синдром эмоционального выгорания» в социальной психологии . . . . . . .   4
  2. Причины и распространенность синдрома эмоционального

     выгорания в профессиях  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   7

  1. Симптоматика и диагностика СЭВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   10
  2. Особенности синдрома выгорания у специалистов социальной работы . . . 15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Основные понятия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Литература  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

      Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них нам удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя нас долго и мучительно переживать его последствия. Для нашего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений, тогда как биологические процессы меняются медленно. Последствия психического перенапряжения могут быть тяжёлыми как в физическом, так и в психологическом отношениях. По мнению  исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса  - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

    Исследованиями  в области психологической экологии было показано, что у некоторых  людей стиль общения во время  привычной работы меняется как при  стрессе. При анализе работы этих людей была выявлена особая форма  «болезней стресса» – «болезнь общения». Её назвали «выгорание».

    Традиционно и в общественном сознании, и в  научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

    Ежедневная  работа, иногда без перерывов и  выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная  напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии  постоянного стресса, накоплению его  последствий, истощению запаса жизненной энергии человека.

      “Синдром  выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который  определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания», выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении  работы и жизни вообще.

      Существует также мнение, что  люди с определенными чертами  личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии,  имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с  другими) больше подвержены этому синдрому 

«Синдром  эмоционального выгорания» в социальной психологии 

    Синдром Выгорания (от греч. syndrome сочетание и англ. burn out прекращение горения) клиническое нарушение, автор Freudenberger (1974 г.) Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. В исследованиях К. Маслач и С. Джексона показано, что данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями, снижением работоспособности. /Психологический словарь/

    Термин  «синдром сгорания (выгорания) личности» ввел в 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер, работавший, в альтернативной службе медицинской помощи.

    Феномен выгорания является острым кризисным  состоянием. Он свойственен людям, которые  постоянно сталкиваются с негативными  переживаниями других людей и оказываются в большей или меньшей степени личностно вовлечёнными в них. Феномен выгорания характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы. Причинами его возникновения являются внутриличностный конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация. Психологическую сущность феномена «выгорания» составляют:

    - психическая и физическая усталость;

    - ощущение беспомощности и несостоятельности;

    - нежелание идти на работу;

    - раздражительность и агрессивность во время беседы, стремление быстрей завершить её;

    - ощущение малой значимости решаемых проблем;

    - перенос отрицательных эмоций на окружающих;

    - стремление уйти и реализовать себя в другой области.

    Симптомы  профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной.

    Развитие  данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

    Модель  синдрома может быть представлена как  трехкомпонентная структура, включающая в себя:

    - эмоциональное истощение - ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

    - деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

    - редуцирование личных (персональных) достижений - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или, чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности безразличие к работе.

    Специалист, несущий бремя “груза общения”, вынужден постоянно находиться в  гнетущей атмосфере чужих отрицательных  эмоций, служить утешителем или мишенью для раздражения и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы “заражается” ими. К этому добавляются вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей результативности его работы.

    Особое  место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством. Поскольку в основе профессионального "выгорания" лежат проблемы общения, взаимодействие с коллегами может стать дополнительным источником эмоционального стресса, а значит, и источником "эмоционального выгорания".

      Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые  верят и следуют четырем мифам:

      - Мне нельзя ошибаться.

      - Я должен быть сдержанным.

      - Я не имею права быть предвзятым.

      - Я обязан быть во всем примером  для подражания.

Причины и распространенность синдрома эмоционального

  выгорания в профессиях.  

    Синдром эмоционального выгорания возможен у представителей всех профессий. Негативные последствия стрессов испытывают все люди.

    Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания.

    Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

    У медицинского работника, который в  начале своей профессиональной карьеры  очень бурно переживал все  события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создается впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист производит на больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

    Следствием  “эмоционального выгорания” является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как медицинскому работнику в этом состоянии кажется, что его чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У него появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинский работник начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медиков считается появление или заметное учащение соматических заболеваний, поэтому следует задуматься над тем, что беспричинно учащаемые головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.

    Многие  специалисты, находясь в синдроме “сгорания”, искренне убеждены, что жесткие социальные стандарты медицинской профессии  накладывают ограничения не только на стиль поведения, но и на чувства (“я не вправе чувствовать злость, раздражение, страх, вину, иначе я – плохой специалист”). И это создает отчуждение от самого себя. Если же при этом медицинский специалист неосознанно стремится играть роль “родителя” или “спасителя”, отвечающего за все, – это прямой путь к профессиональному стрессу.

    В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это  тем, что профессиональный труд педагогов  отличается очень высокой эмоциональной  напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

      Эмоциогенные факторы вызывают  нарастающее чувство неудовлетворенности,  накопление усталости, что ведет  к кризам в работе, истощению  и выгоранию. Сопутствуют этому  физические симптомы: астенизация,  частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

    Среди многих особенностей и трудностей преподавательской  и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

    К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные,такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у специалистов социальной работы