Симоне де бовуар как теоретик неофеминизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Симона де Бовуар родилась 9 января 1908 года в респектабельной буржуазной семье, гордившейся своими аристократическими корнями. Отсюда — фамильное «де». Со временем Симону — рьяную поборницу свободы и равенства — друзья станут в шутку звать «герцогиней де...». Родители ее были образованы: отец — адвокат, мать — хозяйка дома, ревностная католичка, сумевшая, казалось, привить и дочери глубокие религиозные чувства. И вдруг — бунт подростка против размеренного семейного уклада, против религии и религиозной морали, против наставлений матери. После него Симона навсегда осталась атеисткой.

Содержание

1. Симона де Бовуар как теоретик неофеминизма 3
2. Категориальный анализ 8
2.1 андрогиния 8
2.2 патриархат 9
2.3 женское движение 10
2.4 гендерный идеал 13
2.5 фемининность 14
3. Тест 16
4. Литература 18

Работа содержит 1 файл

фемин. контр. 1 (4).docx

— 37.92 Кб (Скачать)

     4) предпочтение семейных отношений,  в которых мужчина является  главой семьи, вносит основной  вклад в ее бюджет;

      5) предписывание женщине в качестве  главной ее роли в обществе  роли матери, т.е. поведения, связанного  с рождением и воспитанием  детей;

      6) осуждение поведения женщины,  в котором доминируют ориентации  на самореализацию вне семьи,  на карьеру, профессиональные  достижения;

      7) убеждение, что должны всячески  закрепляться и развиваться отличительные  черты в поведении девочек; 

     8) представление о том, что патриархатная  модель общества естественна,  обусловлена биологическими различиями  полов; 

     9) осуждение равных прав женщины  и мужчины. 
 
 
 
 
 

    2.3 женское движение 

     Женское движение - это совокупность многих женских организаций с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения интересов различных социальных слоев женщин, а также корректировки государственной политики для достижения гендерного равенства в различных сферах общественной жизни. Иначе  сказать – это борьба женщин за уравнение прав с мужчинами в экономической, общественно-политической и культурной областях, а также их участие в общеполитической борьбе.

     Различные направления женского движения отражают позиции тех социальных групп и политических течений, которые эти направления представляют. Например, движение женщин-работниц — неотъемлемая составная часть рабочего движения.

       Начало организованного женского движения относится ко времени Великой французской революции. Однако большинство вождей французской революции отвергло идею женского равноправия, и в конце 1793 все женские клубы были закрыты. В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—97) в книге "Защита прав женщины" (1792), в которой уже были намечены основные линии будущего феминистского движения. В 30—40-х гг. во Франции развивается литература, восстающая против семейного рабства женщины и требующая её эмансипации (например, романы Ж. Санд). В США и Великобритании зарождается движение за избирательные права для женщин.

     Во 2-й половине 19 в. стало формироваться  пролетарское направление женского движения, ставящее задачей повышение классового самосознания женщин-работниц, вовлечение их в общественно-политическая жизнь, в революционное движение рабочего класса.

     Современное определение женского движения имеет  свою предысторию. В конце XIX - начале ХХ века в научной и общественной среде России данный термин использовался  в широком и узком значениях. В широком смысле слова он означал  участие российских женщин в освободительном  движении, в узком - самоорганизацию  в союзы и общества с целью  достижения равных с мужчинами гражданских  и политических прав, многообразие оппозиционных государственным  органам женских общественных структур.

     Сторонники  марксистской концепции решения  женского вопроса начала ХХ века рассматривали  данное социальное явление с классовых  позиций и выделяли два понятия: буржуазное и пролетарское женские  движения. Под буржуазным понималась деятельность женских организаций, объединявших представительниц привилегированных  слоев общества и ставивших целью  достижение политических прав. Пролетарское женское движение рассматривалось  как женская сторона рабочего движения без собственной инфраструктуры (труды А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд).

     Под современным женским движением  отечественные ученые понимают совокупность женских инициатив, направленных на продвижение интересов различных  слоев женщин и преодоление гендерной асимметрии ( труды С. Г. Айвазовой, Е. В. Кочкиной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой, А. Темкиной и др.).

     В современном женском движении также  действуют либеральное, социал-демократическое, коммунистическое, националистическое, национал-патриотическое, религиозное направления, которые различаются программными целями (труды Т. А. Мельниковой). Но как оказалось, получить гражданские права - это только часть задачи. Другая ее не менее сложная часть - научиться ими пользоваться. На это тоже потребовалось время и специальные усилия со стороны женских организаций. Довольно долго возникший корпус избирательниц вел себя пассивно. Во многих странах избирательницы даже дали повод считать себя глубоко консервативной силой, опорой традиционалистских политических сил. Еще тяжелее обстояло дело с освоением права быть избранными в структуры власти. Редкая женщина решалась осмелиться вступить на политическое поприще. Только особые обстоятельства заставляли их идти в политику. Политическое поведение женщин меняется к концу 60-началу 70-х годов ХХ века. А в 80-е годы в нем происходят настолько разительные перемены, что социологи вынуждены заговорить о "мирной женской революции" как о единственно состоявшейся революции ХХ века.

     Что же послужило причиной для подобных перемен? Многое. Все более массовое вовлечение женщин в общественное производство; общее повышение квалификации женского труда, рост женского образования; наконец, переоценка значения трудовой деятельности в жизни женщин, превращение труда из вынужденной необходимости в особую ценность, причем едва ли не основную. Все шире утверждается мнение, что профессиональный труд позволяет сделать жизнь женщин качественно иной: более полноценной, наполненной творческим содержанием. Ценности качества жизни в принципе становятся едва ли не самыми значимыми в жизни человека в западном обществе конца ХХ века. Свой вклад в их распространение внесло и женское движение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 гендерный идеал 

     Гендер – совокупность социальных ожиданий (представлений) относительно личностных и поведенческих особенностей мужчин и женщин, это означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые культурно-характерологические идеалы (черты), определяющие мужественность (маскулинности) и женственности (фемининность). Первая обычно ассоциируется с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства, а вторая – с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью. Мужественность и женственность, т.е.  гендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои  гендерные роли. 

     Гендерный   идеал  – представления о характерном поведении мужчин и женщин, присущие данной культуре. В доиндустриальную и раннеиндустриальную эпоху на Западе и сегодня в странах Востока считалось и считается, что мужчина должен только работать и обеспечивать жену и детей, а женщина – только растить детей и вести домашнее хозяйство. У немцев, например, считалось, что замужняя женщина должна посвятить себя трем “K” – “Kinder, Kuche und Kirche” (детям, кухне и церкви).

     Гендерный  идеал  мужчины представлен как  «хороший руководитель», имеющий четкую цель, для достижения которой он обладает такими качествами, как решительность, энергичность, ум, дипломатические  способности. При этом он бескомпромиссен  к соперникам, что проявляется  в агрессивном поведении и  амбициозности, последние качества рассматриваются как негативные, они толкают мужчин на нарушения  закона и ожидаемых норм – правил поведения в обществе. Мужчине  отводятся такие сферы деятельности, как политика, экономика, частный  бизнес, информационные технологии.

       Гендерный  идеал  женщины  отмечен такими качествами, как  доброта, терпеливость, настойчивость  в достижении цели, внешняя привлекательность,  обаятельность, в то же время  женщина должна быть сильной,  независимой, самостоятельной «леди», умеющей компенсировать недостатки  мужчин. Женщине отводится традиционная  роль домашней хозяйки, ее сферами  деятельности признается частный  бизнес, искусство. Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 688.

     В современном обществе гендерный   идеал  претерпевает видимые изменения. Уже естественно представлять образ женщины (гендерного   идеала), главными чертами которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни. 
 
 
 

     2.5  фемининность 

     Феминизм (фр. feminisme, от лат. femina - женщина) - означает общее название общественного движения за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам. Практика феминизма инициировала новую политическую теорию - теорию равноправия. Согласно определению, данному в глоссарии Московского центра  гендерных исследований, феминизм – это:

     1) целостная теория, связанная с  характером глобального угнетения  женщин и их подчинения мужчинам;

     2) социополитическая теория и практика, стремящиеся к освобождению женщин  от мужского превосходства и  эксплуатации;

      3) социальное движение, заключающее  в себе стратегическую конфронтацию  с гендерно-классовой системой;

      4) любая идеология, состоящая  в диалектическом противоречии  со всеми женоненавистническими  идеологиями и действиями.

     Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же "социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине". Традиционно предполагалось, что фемининность биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п. Эти представления находились в соответствии с отнесенностью женщин к частной, а не также к публичной сфере.

     Начиная с 70-х годов феминистки сначала отвергали фемининность как воспроизводящую вторичный статус женщин в пользу андрогинии, но затем эта позиция стала подвергаться ими сомнению. Психолог Ж. Миллер предположила, что такие черны фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция - это не слабость, а особая сила, которая может стать существенной для построения лучшего общества, и что эти черты мужчины могли бы развивать в себе. Современный кризис маскулинности косвенно свидетельствует в пользу этого положения.

     Феминистское  сознание - включает в себя такие аспекты как:

     1) осуждение использования биологических  половых различий для оправдания  подчиненного положения женщины  в семье и обществе;

     2) неприятие сушествания в семье  и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей;

      3) осуждение разделения сфер общественной  жизни на мужские и женские; 

     4) убеждения, что женщины и мужчины  в современном обществе имеют  неодинаковые возможности для  самореализации в различных сферах, и такое положение признается  несправедливым;

     5)  взгляд, согласно которому, для женщины  высокую ценность имеют профессиональные  достижения, карьера, раскрытие собственных  возможностей и способностей, стремление  к самореализации;

     6) предпочтение семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других;

     7) взгляд на воспитание детей, согласно которому, общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка;

     8) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения;

       9) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни;

      10) убеждение в необходимости глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желание перемен в общественной роли женщины и понимание важности практических действий в этом направлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Тест: 

1) Впервые  различие понятий «пол» и «гендер»  определил:

Информация о работе Симоне де бовуар как теоретик неофеминизма