Симоне де бовуар как теоретик неофеминизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Симона де Бовуар родилась 9 января 1908 года в респектабельной буржуазной семье, гордившейся своими аристократическими корнями. Отсюда — фамильное «де». Со временем Симону — рьяную поборницу свободы и равенства — друзья станут в шутку звать «герцогиней де...». Родители ее были образованы: отец — адвокат, мать — хозяйка дома, ревностная католичка, сумевшая, казалось, привить и дочери глубокие религиозные чувства. И вдруг — бунт подростка против размеренного семейного уклада, против религии и религиозной морали, против наставлений матери. После него Симона навсегда осталась атеисткой.

Содержание

1. Симона де Бовуар как теоретик неофеминизма 3
2. Категориальный анализ 8
2.1 андрогиния 8
2.2 патриархат 9
2.3 женское движение 10
2.4 гендерный идеал 13
2.5 фемининность 14
3. Тест 16
4. Литература 18

Работа содержит 1 файл

фемин. контр. 1 (4).docx

— 37.92 Кб (Скачать)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

1. Симона  де Бовуар как теоретик неофеминизма                                  3

2. Категориальный анализ                                                                       8

    2.1 андрогиния                                                                                  8

    2.2 патриархат                                                                                  9

    2.3 женское движение                                                                      10

    2.4 гендерный идеал                                                                        13

    2.5 фемининность                                                                           14

3. Тест                                                                                                      16

4. Литература                                                                                          18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Симона де Бовуар  как теоретик неофеминизма 
 

     Симона  де Бовуар родилась 9 января 1908 года в респектабельной буржуазной семье, гордившейся своими аристократическими корнями. Отсюда — фамильное «де». Со временем Симону — рьяную поборницу свободы и равенства — друзья станут в шутку звать «герцогиней де...». Родители ее были образованы: отец — адвокат, мать — хозяйка дома, ревностная католичка, сумевшая, казалось, привить и дочери глубокие религиозные чувства. И вдруг — бунт подростка против размеренного семейного уклада, против религии и религиозной морали, против наставлений матери. После него Симона навсегда осталась атеисткой.

       Годы учебы на философском  факультете Сорбонны окончательно  отдалили ее от дома, от внушенных  там правил.

       Начались поиски собственного  пути. Его выбор предопределила встреча с Жан-Полем Сартром. Они входили в один круг молодых философов, готовившихся к сдаче экзаменов на первую ученую степень. Здесь были сплошь будущие знаменитости: Раймон Арон, Поль Низан, Морис Мерло-Понти, Жорж Политцер. Симона — единственная женщина, она самая молодая из них. На конкурсных экзаменах первое место досталось Сартру, второе присудили ей. Председатель комиссии пояснял при этом, что, хотя Сартр обладает выдающимися интеллектуальными способностями, прирожденный философ — она, Симона де Бовуар. Так, на равных, они вышли в профессиональную жизнь и на время расстались. Она едет преподавать в провинцию. Он отправляется в Берлин знакомиться с новинками немецкой философии. В 1933 году она навещает его и остается с ним навсегда, почти на 50 лет, вплоть до его смерти в 1980 году.

       Их семейная жизнь мало походила  на обычный брак и вызывала  массу толков, пересудов. Брак  был гражданским, свободным. Принципиально.  Потому что понятия свободы  воли, свободы выбора стали основополагающими  не только в оригинальной философской доктрине, экзистенциализма [1] которую они разрабатывали совместно, но и в их личной жизни. Оба исходили из реалий XX века с его социальными катастрофами — революциями, мировыми войнами, фашизмом всех видов и оттенков, — и оба считали, что эти реалии нельзя оценить иначе, как «мир абсурда», где нет ни Смысла, ни Бога.

     Симона  де Бовуар принадлежала к числу тех  западных феминисток, которые долго  были убеждены в плодотворности марксистской модели освобождения женщин - освобождения посредством труда и пролетарской революции. Однако у нее все же были определенные сомнения в самодостаточности  марксистского подхода к преобразованию отношений между полами. Эти-то сомнения и побудили ее написать специальную  работу о положении женщин - двухтомный труд "Второй пол"20.

     Инициатором написания книги был Жан-Поль Сартр, который предложил своей  гражданской жене и коллеге создать  версию ее экзистенциального бытия  как женщины-интеллектуалки. Симона не сразу согласилась с этой идеей  — ей казалось, что принадлежность к женскому полу никак не влияет на ее карьеру. Прислушавшись, однако, к совету Сартра, она решила исследовать  мифологию, связанную с понятиями  женское/мужское. В итоге получилась книга, которая впоследствии стала  своеобразной библией феминизма  и до сих пор остается самым  полным историко-философским исследованием положения женщины в современном обществе.

       Книга вышла в свет в 1949 году  сначала во Франции, а чуть  позже практически во всех  странах Запада. Ее успех был  ошеломляющим: только в США книготорговцы  распродали 1 млн. ее экземпляров,  и спрос при этом остался  неудовлетворенным. Книга сделала  имя Симоны де Бовуар не  менее знаменитым, чем имя ее  мужа, Жана-Поля Сартра, которого  много лет звали "властителем  дум" интеллектуальной Европы. Три поколения западных женщин  выросли на этой книге, почитая  ее за новую Библию.

       О чем же писала в ней  Симона де Бовуар? Не вступая  в прямую полемику с марксистами,  она переносила акцент с проблемы  коллективной борьбы пролетариата, как гарантии такого освобождения, на проблему личностного становления  женщины в качестве субъекта. В системе ее взглядов понятия  свобода воли, свобода выбора, самореализация  личности и ее подлинное существование  занимают основное место.

       Для  Симоны де Бовуар, единственно  очевидная реальность бытия сам  человек, в природе которого  нет ничего заранее заданного,  предопределенного, нет никакой  "сущности". Эта сущность складывается  из его поступков, она является  результатом всех совершенных  им в жизни выборов. Человек  волен развивать заложенные в  нем способности или приносить  себя в жертву обстоятельствам,  условностям, предрассудкам. Только  сам человек способен наполнить  смыслом свою жизнь. 

       Именно поэтому в центре ее  внимания - не "женские массы"  и их "коллективная борьба", а женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами.

       Симона де Бовуар сосредотачивает  свой анализ главным образом  на теме межличностных отношений  мужчины и женщины.

     От  феминистского движения Симона де Бовуар в ходе работы над текстом скорее дистанцировалась. К концу 40-х феминизм достиг значительных успехов: так, в  большинстве западных стран женщины  добились равных с мужчинами избирательных  прав. Однако если в Новой Зеландии это произошло уже в 1893 году, то в Америке суфражистки добились избирательных прав только в 1919-м, а  французское общество оказалось  одним из самых консервативных: чтобы  получить политические права, француженкам пришлось ждать вплоть до 1945 года.

     Выявление скрытых форм дискриминации, вызванной  глубоко укоренившимися представлениями  о “женском уделе”, составляет одно из основных достоинств книги, послужившей  своеобразным прологом к новой волне  женского движения, распространившейся на Западе с середины 60-х и получившей название “неофеминизм”, лозунги которого направлены на преодоление традиционных представлений о том, что главное назначение женщин - продолжение рода, что основной смысл их жизни сводится к выполнению репродуктивных функций, а потому рождение детей есть их главная обязанность.

     Вслед за радикальными феминистками ХIХ века неофеминистки настаивают на том, что  материнство из категории "обязанности" следует перевести в категорию "права" женщин. В этом контексте  они добиваются признания права  на предупреждение беременности, возможности  ее прерывания, ставят вопрос о "сознательном материнстве" и "планировании семьи". И говорят об этом во весь голос, выдвигая лозунг "Наше чрево принадлежит нам!" Присвоение женщиной своего "чрева", своего тела при этом подходе мыслится как равнозначное присвоению своей судьбы.

     Под влиянием неофеминизма постепенно изменились и взгляды его вдохновительницы, Симоны де Бовуар. В частности, она  отказалась от убеждения в том, что  окончательно освободить женщину способна только победа демократического социализма. Феминизм, согласно ее новым взглядам, представляет собой особую форму  борьбы за свободу личности, и поэтому  женский протест не следует смешивать  ни с каким другим типом социального  протеста.

     Миф о женской природе  укоренил в массовом сознании традиционный архетип о всеобъемлющей эмоциональности женской природы, о ее изначальной неидентичности мужчине. Симона де Бовуар в ходе исследования этапа детства и юности людей, а также устройства и этапов возрастных изменений в устройстве женского тела сформулировала весьма пародоксальный вывод о том, что женщинами не рождаются, женщинами становятся. Она полагала, что приоритетный сексуальный инстинкт, присущий мужчинам, в конечном счете уступает по биологической энергетике и психической значимости женской любви.

     Не  отвергая того обстоятельства, что  сексуальные различия будут всегда оказывать значимое воздействие  на отношения полов, Симона де Бовуар утверждала, что женственность, как особое свойство, не должна оставаться решающим инструментом самоопределения женщины в мире, равно как и компенсирующим механизмом в системе властных отношений между полами.

     Признание универсальной человеческой природы  женщины и мужчины - основа того культурного  переворота, который, с ее точки зрения, в состоянии предвосхитить истинную женскую эмансипацию. Как утверждала Симона де Бовуар, "эмансипировать женщину - значит отказаться от того, чтобы ограничивать ее соотнесенностью с мужчиной, не отрицая эту последнюю; пусть она будет независима, и тогда она будет существовать и для него тоже; признавая друг друга за личность, каждый из них все же останется друг для друга иным". Судьба женщины не может оставаться уделом мужской половины человечества. Женщина обязана восстановить свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, она в исторической перспективе, с точки зрения Симоны де Бовуар, не может не обрести подлинную свободу и равноправие.

     Также перу Симоны де Бовуар - теоретика экзистенциализма, основоположника радикального феминизма, принадлежат сочинения: "Приглашенная", "Мандарины", "Воспоминания примерной  дочери" и др. Во всех произведениях  прослеживается мысль, что люди, существуя  в "трагически двусмысленных" условиях и будучи при этом изначально свободными, призваны нести ответственность  за "направление собственных жизней". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                2. Категориальный анализ 

    2.1 андрогиния 

    Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Маскулинность (от лат. masculinus – «мужской») – представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин. Фемининность (от латин. femina – женщина) - представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

       Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. 
 

    2.2 патриархат 

    Патриархат  – система общественных отношений, которая характеризуется доминирующей ролью мужчин в хозяйстве, обществе и семье.

     Для него характерны следующие особенности:

     1) убеждение, что в общественных  и семейных отношениях должно  существовать жесткое разделение  мужских и женских ролей; 

     2) взгляд, согласно которому, мужчине  принадлежит ведущая, активная  роль в семье и обществе, а  женщине - подчиненная, пассивная;

      3) убеждение, что жизненные ценности  женщин и мужчин различны: семья  и любовь - главные ценности для  женщин; дело, работа, самореализация  вне семьи - ценности мужчин;

Информация о работе Симоне де бовуар как теоретик неофеминизма