Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
23. Социология образования.
Теоретические основы.
Как особая дисциплина социологам
бразования сформировалась на рубеже
XIX—XX веков. В своих работах Э. Дюркгейм,
Д. Дьюи и другие социологи обратили внимание
на необходимость специального анализа
тех проблем, которые затрагивали роль,
назначение и функции образования. Образование
является объектом и предметом изучения
ряда наук: педагогики, психологии, философии,
истории, экономики, социологии.
Социология так
же, как и другие науки, опирается на обобщеннуюинформацию,
ко-торую не может игнорировать ни одна
из наук: что собой представляет система
образо-вания, численность обучающихся
и преподавателей в целом и по отдельным
формам, инфрастуктура образования, сравнение
с другими странами и т.д. Вместе с тем
социоло-гия имеет свои специфические
задачи:
o изучение потребностей
в образовании, понимание и оценка его
роли в жизни об-щества и личной жизни;
o оценка уровня
и качества знаний в контексте их социальной
значимости;
o отношение общества
и обучающихся к образованию, изучение
его социальной ценности;
o выявление роли
образования как фактора социального
статуса;
o определение
степени его влияния на динамику духовных
потребностей и интере-сов.
В целом значение
дошкольного воспитания недооценивается.
Слишком часто упус-кается из виду, что
это чрезвычайно важная ступень в жизни
человека, на которой за-кладывается первооснова
личностных качеств человека. И суть не
в количественных по-казателях «охвата»
детей или удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты — не просто
средство «присмотра» за детьми, здесь
происходит их умствен-ное, нравственное
и физическое развитие. С переходом к обучению
детей с 6 лет дет-ские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами — организацией
деятельности подготовительных групп,
чтобы дети могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость
приобретает анализ ориентированности
общества на поддержку дошкольных форм
образования, на готовность родителей
прибегать к их помощи для подготовки
детей к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для
познания специфики этой формы образования
особо значима позиция и ценностные ориентации
тех людей, которые занимаются с детьми
— воспитателей, обслуживающего персонала,
— а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности
и надежды.
В отличие от
дошкольного образования и воспитания,
которое охватывает не каж-дого ребенка
(в 1992 г. в детсадах находился только каждый
второй ребенок), средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего поколения.
В условиях советского периода, начиная
с 60-х годов, осуществилась реализация
принципа всеобщности полного среднего
образования с целью обеспечения молодежи
«равного старта» при вступлении в самостоятельную
тру-довую жизнь. Но и в этой ситуации социология
образования по-прежнему нацелена на изучение
ценностей общего образования, на ориентиры
родителей и детей, на их реакцию на внедрение
новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается
для молодого человека одновременно и
моментом выбора будущего жизненного
пути, профессии, рода занятий.
24. Социальный институт - это организованная система
связей и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества. Любой функциональный институт возник
Каждый социальный институт име
Признаками института образован
1. установки и образцы поведения - любовь
к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки
- школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы,
библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили
учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную
подсистему, имеющую свою структуру. В
качестве ее основных элементов можно
выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные
общности (педагоги и учащиеся), учебный
процесс кок вид социокультурной деятельности.
25. В философской и социологической науках
понятие «социальный институт» относится
к числу центральных их категориально-понятийного
аппарата. Под социальными институтами
ими обычно понимаются высокоорганизованны
Все социальные институты могут
быть классифицированы по самым разным
основаниям, характеризующим те или
иные их структурно-динамические свойства.
Наиболее распространенным является выделение
так называемых организационных и р
Для организационных институтов свойственно установление, поддержание и развитие определенного типа (рода, вида) общественных связей, содержание, характер и динамика которых обусловливают организационное единство и целостность социума того или иного размера, масштаба – от семьи, школы, общественного объединения до государства и общества в целом. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которых складываются и развиваются те или иные общественные отношения, выделяют экономические, политические, культурные, религиозные, социальные (в узком смысле) и иные институты, объединяющие и организующие людей для решения соответствующих общественных задач.
Невозможно, и даже бессмысленно, стремиться
в тех или иных практических целях
провести четкое разграничение между
различными социальными институтами,
поскольку все они, как и сферы
человеческой жизнедеятельности, естественным
образом взаимосвязаны и
Предназначение регулятивных со
Особенностью социальных регуляторов является то, что установление (поддержание и т.д.) нормативного порядка общественных отношений происходит как в рамках конкретных организационных институтов, так и отношений, складывающихся между этими институтами. Однако, такая роль регулятивных институтов ни в коем случае не означает их некую вторичность по отношению к организационным институтам. Дело в том, что всякое социальное управление предполагает органичное единство власти и регуляции (нормы): социальная власть не может (не способна) достичь своих целей без опоры на социальные регуляторы, а социальные нормы (регуляторы), в свою очередь, будут бессильны без гарантии их исполнения и соблюдения со стороны механизмов социальной власти.
26. СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — специальная социологическая теория, раскрывающая закономерности функционирования и развития науки, ее роль как общественного института, а также взаимодействие с другими элементами социальной структуры общества. Наука в этой связи характеризуется как мощное средство решения социальных проблем, повышения уровня образованности, благосостояния населения, производительных сил общества. Ее позитивное влияние на социальное развитие человека и общества в социологии не оспаривается, однако обращается внимание на отрицательные последствия научно-технического прогресса, связанные с этическими проблемами, безопасностью научной деятельности, на возможности использования в своих — не всегда благовидных — интересах результатов научной деятельности отдельными общественными группировками. См. труды И.В. Бестужева-Лады, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, В.Г. Немировского, А.А. Овсянникова. С И. Григорьев
Отношения науки и общества всецело взаимны. Подобно тому как преобразования внутри науки происходят благодаря общественным событиям, так и еще в большей степени общественные преобразования осуществляются благодаря развитию науки. Эти последствия многообразны — прямые и косвенные, они оказывают влияние на материально - технический уровень развития общества и на идеи, с помощью которых оно поддерживается и преобразуется. Прямые последствия материально - технических изменений легче всего увидеть, и большинство людей считает их основными результатами науки. Эти последствия выделяются в непрерывном и постоянно ускоряющемся потоке новой техники и улучшении старой в преобразованном механико - электрико - химическом мире XX века — мире, немыслимом без науки. Косвенные последствия этих материально - технических изменений, осуществленных наукой, гораздо важнее. Хотя первоначальный рост самой науки явился продуктом действия экономических и политических сил, когда наука утверждалась как средство обеспечения экономической и политической власти, сам прогресс науки стал одной из действующих сил экономической и политической жизни. Ни одно современное промышленное государство не может существовать без науки; оно не сможет долго просуществовать, не используя целиком свои ресурсы интеллигенции для развития науки и все более широкого ее использования. Следовательно, политические формы нашего времени являются в какой - то мере результатом материально - технических последствий развития науки.
28. Социальные образования «этнос»
Эти обвинения совершенно необоснованны,
так как, вопервых, нельзя всех обществоведов
обвинять в том, что они «пересамоопределившиеся»
марксисты; вовторых, объект исследования
(этнос и нация) находится на стыке разных
дисциплин, может и должен изучаться разными
науками с разных точек зрения, разных
ракурсов, только тогда представление
о нем будет целостным; втретьих, кто мешает
этнологам преподавать в высших учебных
заведениях, читать социальную антропологию
или этносоциологию, участвовать в написании
программ этих дисциплин, ведь этнологические
знания сегодня, как никогда, востребованы,
они нужны будущим специалистам – и «гуманитариям»,
и «технарям» − в практическом смысле.
На этнические темы философы, политологи,
психологи стали писать не только сегодня,
они занимались этим уже давно. Э.Дюркгейм,
М.Вебер, Г.Лебон, Г. Шпет и другие высказывали
свои идеи в ХIХ – начале ХХ века, и они
сохраняют свою значимость до настоящего
времени.
Обратимся к позициям разных исследователей,
разрабатывавших проблемы этноса и нации.
М.Вебер, немецкий социолог, именовал этническими
те группы, которые придерживаются субъективной
веры в свое общее происхождение изза
подобия физического типа или обычаев
или того и другого, а также благодаря
памяти о колонизации и миграции. Большую
роль в жизни этноса играют по Веберу,
культура, нравы, обычаи, повседневный
образ жизни, но, прежде всего, − исторически
возникшие связи. «Общие политические
судьбы, − пишет Вебер в работе «Хозяйство
и общество», − то есть, в первую очередь,
бои не на жизнь, а на смерть, сплетаются
в общности воспоминаний, которые зачастую
воздействуют сильнее, чем узы культуры,
языка и общности происхождения».2 Эмпирическое
заключение Вебера, в конечном итоге, сводится
к тому, что на самом деле не существует
однозначного определения этноса.
29. Определение религии. Религия
– один из древнейших
Религию изучают различные научные дисциплины – философия, история, психология, религиоведение и др. В конфессиональном христианском религиоведении, например, существуют два подхода к оценке соотношения религии и общества. Представители разделяющего подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потусторонна), несоциальна и агностична, а общество «посюсторон-не» и вполне познаваемо. Социальны лишь отдельные стороны религии – религиозные организации, учреждения, общины и т. д. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Роберт Отто (1869–1937) считал, что религия – это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящие от божества волю, власть, силу, вызывающие у человека благочестивых страх и трепетивтоже время очарование и одушевление. Соединяющий подход не выстраивает между религией и обществом непроходимой разделительной черты, а его представители считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Эрнст Трельч (1865–1923), определяя религию, одновременно ставит вопрос о влиянии на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Социологический подход в
исследовании религии делает акцент
на социальных отношениях, связывающих
системы верований и
Современный американский социолог Герхард Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами. В этом же направлении мыслит другой американский ученый – Рональд Джонстаун, для которого религия – это «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» и который связывает религию и конкретную социальную группу.