Шпаргалка по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

otvet_sots.docx

— 107.41 Кб (Скачать)

Инерция закрытого для  изучения общества оказалась так  велика, что в настоящее время  отечественный стратификационный анализ только разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-слой, средний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней (аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы», фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция, рабочий класс, безработные). Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т.Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России.

Западные социологи в  ХХ веке используют разные подходы  к социальной стратификации: а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в) объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах  еще и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира).

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности  и власти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90% капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

Средний класс включает в  себя лиц неручного труда и  делится на три группы: высший средний  класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний  класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и  пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных обществ.

Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий около 50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.).

 

18. Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.

С точки зрения этой теории в так  называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько  элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять  этими элитами, используя избирательное  право. Сторонники теории заговора полагают, что этим правом манипулируют.

[править]История возникновения. Предпосылки


Различны интерпретации термина  «элита». Одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важна социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

19. Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и незначительной - низкооплачиваемой частями населения. К функциям среднего класса среди прочего относят привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе.

[править]История и эволюция понятия


Впервые понятие «средний класс» использовал  драматург Еврипид ок. 420 г. до н.э. в своей трагедии "Умоляющие". Он выделял 3 класса: богачей, бедняков и средний класс. «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им бы лишь для себя побольше. Но опасны и бедняки и чернь, когда свое с угрозою подъемлют на имущих отравленное жало, подговорам послушная витий. Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти».[1]

Далее понятие «средние слои» применительно  к обществу использовал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта социальная прослойка, тем стабильнее будет и само общество. "Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй... Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых."[2]

Более определенно черты среднего класса проявляются в Новое время, когда рождается тип европейского буржуа. В XIX в. понятие «среднего  класса» стали употреблять достаточно широко, обозначая им также фермеров и вообще все категории не слишком  богатого, но материально независимого населения.[3]

В социологическую лексику понятие  «средний класс» вошло в 1920-е гг. Это было вызвано критикой марксистской концепции общественного устройства, согласно которой в капиталистическом  мире царит поляризация, есть лишь два  класса: буржуазия и пролетариат, а все остальные существующие социальные слои и прослойки рано или поздно сольются с ними. Неравномерность развития мировой экономики, экономические кризисы вызвали к жизни процессы как укрупнения (монополизации), так и диверсификации собственности. В результате появились различные формы распределённой собственности: кооперативные, командитные, акционерные. Как следствие этих процессов возник значительный слой людей, владеющих частями распределённой собственности: долями, паями, акциями, вкладами в государственные и частные пенсионные фонды и т.п. В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма.[4]

20. Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность. Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот П.А.Сорокиным.

 

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

 

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

 

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

 

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

 

Вертикальная мобильность - это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз - нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей, а разжалование - нисходящей мобильности.

 

Горизонтальная  мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

 

Разновидностью  горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

 

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.

 

Индивидуальная  мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх  или по горизонтали происходит у  отдельного человека независимо от других.

 

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в  котором он живет. Для того чтобы  полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникают  проблемы вхождения в новую субкультуру  группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями  новой социальной среды. Для преодоления  культурного барьера и барьера  общения существует несколько способов, к которым так или иначе  прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

 

21. Появление политической социологии  обычно связывается с именем  немецкого социолога М. Вебера (1864—1920). Однако это не означает, что до него не происходил  процесс осмысления политических  реалий того общества, в котором  жили исследователи. Практически  каждый социолог и в XIX в., и  в XX в., анализируя проблемы государства  и общества, выходил на те или  иные аспекты политической жизни.  Заслуга М. Вебера состоит в  том, что он одним из первых  осуществил социальный анализ  власти, властных отношений, ввел  классификацию типов господства  в обществе. Более того, в отличие  от К. Маркса он отдавал приоритет  не экономике, а власти, считая  ее основным группообразующим признаком.Проблемы политических наук вообще и политической социологии в частности получили развитие и обоснование в исследованиях элит - В. Парето (1848—1923), Г. Моска (1858—1941), политических партий — Р. Михельс (1876—1936), групп давления и лоббизма — А. Бентли (1879—1957), пропаганды и массовых коммуникаций — Г.Д. Лассуэлл (1902—1978). Предметом политической социологии стали проблемы конфликтов и изменений, бюрократии, общественных организаций и движений, путей вхождения граждан в политическую жизнь, а также политическая культура и политическое лидерство.Впечатляющий вклад в становление политических наук внесли американские ученые — А. Гоулмер (1920—1980), С. Липсет (род. 1922),                      Т. Парсонс (1902—1979) и др. Так, С. Липсет сосредоточил внимание на анализе социальных условий развития демократии. Некоторые ученые подчеркивают важность и значение исследований конфликта. Значительное количество исследований (Р. Мертон, Р. Блан и др.) касались проблем бюрократии. Немало трудов (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, Р. Росси) посвящено избирательным кампаниям, проблемам выборов. Большой интерес представляют работы                       Р. Миллса, В. Ростоу, С. Рофвелла, Д. Лернера.Что касается отечественной социологии, то в ней накоплен определенный опыт исследования политических процессов. Работы отечественных социологов (Ю.Е. Волков, Л.А. Гордон, М.К. Горшков, А.В. Дмитриев, Э.В. Клопов,                    B.C. Комаровский, В.К. Левашов, В.П. Макаренко) и юристов (В.Н. Кудрявцев, B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, Е.А. Лукашева, А.М. Яковлев) посвящены многостороннему анализу властных отношений, их субъектов, проблем соучастия людей в политической и правовой жизни.Все эти исследования в той или иной мере анализировали проблемы власти, властных отношений, их развитие и функционирование. Многие ученые — отечественные и зарубежные — уделили большое внимание их природе, роли государства, направлениям деятельности формальных и неформальных институтов, претендующих на участие в принятии политических решений.Вместе с тем разброс мнений долгие годы не давал возможности уточнить как структуру политологии, так и структуру политической социологии. И до сих пор отсутствует достаточно четкое разграничение между ними.

22. Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а такжевзаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.

В процессе формирования и  развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

Другой подход в понимании  структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологическиеисследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировозрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.

Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.

Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется прежде всего в возможности рассматривать социальные институты, социальныеотношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"