Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

Основы  медико-социальной работы

Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области  медицины и здравоохранения, поскольку  независимо от специализации и места  работы он участвует в решении  проблем индивидуального и общественного  здоровья. Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и  муниципальном уровнях интегрированных  мероприятий. Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и  адаптации лиц с физической и  психической патологией, а также  неблагополучных в социальном плане. Объекты     медико-социальной     работы     — различные     контингенты     лиц,     имеющих выраженные    медицинские    и    социальные проблемы   (длительно   и   часто   болеющие, социально дезадаптированные  лица, инвалиды, одинокие        престарелые,        дет  и-си роты, многодетные и социальные семьи, Необходимо   четкое   разграничение   функций медицинских     и     социальных    работников. Обобщенные   специальные   функции   можно разделить      на     три      группы:      медико-ориентированные, социально-ориентированные  и интегративные. 

  Технологии  социальной работы с  семьей

Применительно к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные  технологии социальной работы. Виды и  формы социальной помощи, цель которых  — сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. 

  Технологии  социальной работы с  женщинами

    Сложность, комплексность

социальных проблем  женщин, обусловленность их причин общей социально-экономической и  социально-психологической проблематикой  общества определяют необходимость  системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных  технологий для получения конкретных позитивных результатов.

      Прежде  всего, безусловно, 
необходимо гарантировать женщине

возможность найти  работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать  свой личностный потенциал, включая  его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям потребность  женщин иметь работу вне дома обусловлена  тремя группами мотивов:

* необходимость второго заработка в

    семье, так как для обеспечения семьи, имеющей детей, необходим заработок как отца, так и матери. Если же семья неполная, то зарплата единственного родителя (в подавляющем большинстве случаев — матери) является важнейшим (иногда — единственным) источником доходов (пособия на детей покрывают в среднем не более 10% общих расходов на них);

     работа важнейшее средство 
    «социальной страховки» как для 
    женщины, так и для ее семьи.
    В 
    условиях нарастающей безработицы, 
    массовых невыплат зарплаты работа 
    обоих супругов (желательно в 
    разных местах) может служить хотя 
    бы относительной гарантией 
    выживания семьи. Семейная 
    нестабильность, опасность распада 
    семьи заставляют женщину в ряде 
    случаев стремиться сохранить статус 
    работающей, даже если для этого нет 
    экономических оснований. (Кстати, 
    одной из причин ограничения числа 
    желаемых детей является в 
    известной мере нестабильность 
    семьи.) Природные и антропогенные 
    катастрофы, военные действия и 
    национальные конфликты, в которых 
    чаще гибнут мужчины, чреваты для 
    женщины    опасностью    остаться
     

                      о

    вдовой, поэтому  работа представляет для нее своеобразный вил. страховки еще и по этой причине;

работа— средство

    самоутверж:дения,саиоразвития,спо 
    соб получения признания, место, где 
    можно получить удовольствие от 
    интересного общения, отдых от 
    однообразных домашних дел (ото 
    характерно для женщин н основном 
    с высоким образовательным 
    статусом).
    Согласно данным 
    социально-психологических 
    исследований дети (особенно 
    мальчики) не слишком приветствуют 
    в не домашнюю занятость своих 
    матерей, если те заняты рутинным, 
    нидкоквалифицированным, плохо 
    оплачиваемым трудом, но с большим 
    уважениям относятся к матерям, 
    занимающимся престижным

    высококвалифицированным трудом, сделавшим карьеру. Статус и  интеллект домохозяйки дети оценивают  традиционно низко. 
     

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Задачам и учрежден и й для дезадептированных  детей и подростков являются:

    • профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

    • психолого-медицинская помощь детям,

    попавшим по вине родителей или в связи  с экстремальной ситуацией (в  том числе в связи с физическим и психическим насилием или с  опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное  положение;

• формирование у детей и подростков

    положительного  опыта социального поведения, навыков  общения и взаимодействия с окружающими  людьми;

• выполнение попечительских функций

    по отношению  к тем, кто остался без родительского  внимания и заботы, средств к существованию;

    • психологическая и педагогическая 
    поддержка, способствующая 
    ликвидации кризисных состояний 
    личности,

• содействие возвращению в семью;

    обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве,

    месте жительства.

     Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

    • диагностическая работа;

    • реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

• постреабилитационная защита ребенка.

    Схематично категории

дезадаптированных детей и подростков, прошедших  эти этапы и имеющих общие  истоки отклонений в поведении и  развитии, можно представить следующим  образом:

  1) трудновоспитуемые дети,  имеющие

      близкий к  норме уровень 
      дезадаптации, который обусловлен 
      особенностями темперамента,

      наличием  легких дисфункций мозга, 
      нарушением внимания^

      недостаточностью возрастного

      развития, особенностями  социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

2) нервные дети,  неспособные в силу

      возрастной незрелости

      эмоциональной сферы

      самостоятельно  справляться с 
      тяжелыми переживаниями,

      обусловленными  их отношениями с родителями и  другими значимыми для них  взрослыми;

3) «трудные» подростки, не умеющие

      решать свои проблемы социально 
      приемлемым образом,

      характеризующиеся внутренними 
      конфликтами, акцентуациями

      характера, неустойчивой

      эмоционально-воле вой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

4) фрустрированные подростки, которым

      свойственны устойчивые формы 
      саморазрушающего поведения1,

      опасного  для их здоровья 
      (употребление наркотиков,

\ алкоголизм),        духовного        и

      нравственного развития

      (сексуальные  отклонения, домашнее воровство), будущего  социального положения (прекращение  учебы, бродяжничество), самого факта  их существования (склонность  к суициду, вызванная желанием  избавиться от ощущения собственной  ненужности, отсутствия смысла жизни);

5) подростки-делинквенты,    постоянно

      балансирующие на грани 
      дозволенного и противоправного 
      поведения, не сообразующегося с 
      социально приемлемыми

      представлениями о добре и зле.

    Проблемы  молодежи и государственная  молодежная политика

          Технологии  социальной работы с молодежью —  важная часть технологического арсенала социального обслуживания не толькр потому, что проблемы этой социально-демографической  категории населения весьма обширны  и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей  страны в грядущем тысячелетии.

       Под социальной работой  с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и  группам молодых  людей в целях  улучшения или  восстановления их способности  к социальному  функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей  в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

          Центр социально-психологической  помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психол ого- педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Центр ре социализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из   мест   заюгючения,   который   оказывает консультативную, социально-правовую,

профориентационную  и психологическую 
помощь молодежи, оказавшейся в 
дезадаптированном состоянии,

Консультационный  центр для подростков и 
молодежи,
предназначенный для оказания 
квалифицированной, экстренной, анонимной, 
бесплатной психологической помощи по 
телефону. Приют для подростков, 
предназначенный для обеспечения временных 
(бытовых, психологических, эмоциональных) 
условий жизнедеятельности

несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или  субъективным причинам от благоприятных  условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

      Специфика социальных проблем  военнослужащих

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"