Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
'■— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
2. Основные профилактические
методы,
применяемые в практике социальной работы
Социальному работнику необходимо знать
существующие методы профилактической
работы, уметь эффективно использовать
накопленный опыт для решения практических
задач.
Во-первых, негативные
тенденции, как правило, имеют прежде
всего социально-экономический
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации.
В-третьих, подбор
адекватных средств для
оптимизации социального
состояния
(самочувствия)
клиента может вестись только
на основе тщательно
Консультирование , беседа, метод коррекции
Понятие социальной экспертизы
Под
экспертизой принято
понимать
исследование какого-либо вопроса, требующего
специальных знаний,
с представлением
мотивированного заключения.
4 функции социальной экспертизы:
диагностическая функция —
освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования; информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
прогностическая
функция — выявление возможных
состояний социального объекта
в кратко-, средне- и долгосрочной
перспективе и возможных
проектировочная
функция — выработка
Организационные модели социальной экспертизы
Модель I: «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении — наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:
* заказ на рецензию лицу (организации^ выступающему в качестве эксперта;
предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;
• принятие итогового документа — рецензии и соответствующие действия
Модель 2: «Мониторинг».
Эта модель применяется, если производство
социальной экспертизы приобретает
регулярный характер и осуществляется
на долговременной основе. Модель 3: «Проект».
Эта модель экспертного исследования
используется при решении группы
смежных задач, в которой экспертная
оценка приобретает инструментальное
значение как основа проектирования
общественных состояний и тенденций.
Социальные инновации: особенности, структуры, типы
Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.
По масштабу
использования различают
единичные социальные
осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.
Технологии социального прогнозирования
Технологии социального
прогнозирования (от
греч. prognosis — предвидение, предсказание)
—
незаменимый инструментарий социального
предвидения, исследования и разрешения
социальных проблем современного мира.
В настоящее время насчитывается около
150
различных методов и процедур прогнозирования.
Их разделяют на три основные группы:
общенаучные, интернаучные, частнонаучные,
—
основу которых составляют как практические,
так и теоретические данные.
Информационный аспект в технологиях
социального прогнозирования занимает
особое
место — это совокупность знаний, сведений,
данных и сообщений, которые формируются
и
воспроизводятся в обществе и используются
индивидами, группами, организациями,
классами, различными
институтами для
регулирования социального
Моделирование социальных отношений и структур
В социальном прогнозировании
все большее распространение
получает метод прогнозного
Моделирование
как технология социального
прогнозирования - это исследование объектов
различной природы на их аналогах (моделях)
на
уровне структур, функций и результатов.
Цель моделирования — воспроизвести данные,
оценивающие натуральные нагрузки, ход
работы
объекта, а также исследовать его внутренние
процессы. Моделирование —
многофункциональное
применяющееся
для определения или уточнения
характеристик существующих или
вновь конструируемых объектов.
Метод групповой работы
Социальная работа
с группой — метод, который
используется с целью оказания человеку
помощи посредством передачи группового
опыта для развития его физических
и духовных сил. формирования социального
поведения
В рамках теории поля группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или препятствуя ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая пожертвовать чем-то взамен. Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем. Под методом групповой работы будем понимать совместную Деятельность людей, которые, работая в группах по 2—10 человек над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных проблем включает два этапа:
1) формирование
проблем; 2) решение проблем.
Последний этап разделяется на три стадии,
каждая из которых предусматривает ряд
процедур для ответа на типовые вопросы:
I)
аналитическая стадия 2)оперативная стадия
3)синкретическая стадия Ч
Содержательные характеристики социальной коммуникации
Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся: речевые (вербальные) средства:
• лексика; стилистика, грамматика; семантика; неречевые (невербальные) средства:
- проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750—800 см), угол поворота к собеседнику;
Заражение Внушение. Убеждение . Подражание Оптимальное межличностное общение — это всегда общение диалогическое. Основными характеристиками диалога являются:
• равенство сущностных позиций общающихся (отношения «субъект — субъект»);
• доверительная взаимная открытость обеих сторон;
• отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;
• восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.
Содержание технологий связи с общественностью
Связь с общественностью
(от англ. public relations — работа с общественностью)
— метод социальной работы, возникший
в США и получивший широкое распространение
в последние десятилетия.
Технология программно-целевого
проектирования
Важную роль
в социальной работе может сыграть
технология программно-целевого проектирования,
задача которой — выработка
Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного
проектирования:
• принцип научного обоснования нормативной модели решения,
принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;
• принцип социальной
целесообразности и
Пеле-обусловленности.
соответствие ожидаемых эффектов нормативным
(ценностным) целям общественного развития;
• принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
" принцип
комплексности,
• принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.
Роль социологического знания в социальной работе
Социальная работа
основана на знании социологии как
основного компонента освоения современного
общественного бытия и наличии
социологического стиля мышления. Две
главные особенности
Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.
Технологии, ориентированные на
гуманистические модели личности
Гуманистические
психосоциальные технологии используют
идеи, развиваемые в гуманистической
психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном
подходе (В. Франкл) и гештальт-традиииях
(Ф. Перле), которые иногда называют
экзистенционально-