Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Педагогическая - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Психологическая - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.
Профессиональная — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
2. Технология социальной
работы по
регулированию адаптивных процессов
Формы адаптационных процессов
1.Преимущественно стихийное протекание
адаптационных процессов проявляется в
неудовлетворенности человека условиями его
самореализации без достаточного осознания
путей выхода из существующего положения.
2.Примерно равное соотношение стихийных и
сознательных элементов, проявляется в
конструировании идеальных моделей
воображаемой
деятельности без реального их воплощения. 3.Преобладание сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.
Глава VII
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1. Сущность и содержание социальной терапии
Слово «терапия» в переводе с греческого
означает «забота, уход, лечение».
Социальная терапия тесно связана с
психотерапией, в которой используются методы
воздействия на психику.
модели психотерапии:
лечение, манипулирование; психологическая модель (процесс научения личности); -комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми философская модель-.
2.Основные формы и методы
терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе
В содержательном
аспекте социальны й
работник, использующий терапевтические
методы, опирается на достижения психологии,
психиатрии, психотерапии. Этот
междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой. Технология работы в группе решает следующие задачи:
исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;
предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);
обеспечение нормального развития членов
группы, особенно в критические периоды роста;
утверждение личности;
воспитание чувства гражданственности.
Трудовая терапия
Терапия самовоспитания.
Дискуссионная
терапия является основным
методом социального работника
и используется регулярно с различными
клиентами. Социотералия - воздействие
на социальное окружение клиента
с помощью государственных и
общественных организаций. Музыкотералия
— один из старейших методов воздействия
на психику человека, который
может использоваться и в лечебных
целях. Арттерапия — лечение искусством.
Цветотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия
— использование в целях
Глава VIII
МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Сущность научных методов и их роль в
практике социальной работы
Социальная работа
как система научных знаний
состоит из двух основных разделов: ,
1) теоретико-
даментального, в котором изучается
методология, рассматриваются закономерности,
принципы, категориальный аппарат,
2) прикладного, социально-практического,
управленческого приложения теоретического
и
эмпирического знания к решению практических
социальных задач.
Технология социальной
работы как отрасль социальных технологий
и система знаний опирается на
теоретические положения
Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь
познания и применения
знаний, выработанных в науках, изучающих
различные аспекты жизнедеятельности
человека
и социальной практики;
2) как определенное
конкретное действие,
способствующее качественному изменению
существующего объекта (субъекта).
Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов:
1) целью и характером
задач, решаемых в ходе
исследования;
2) наличием материально-технической
и
источниковедческой базы, на основании
которой
ведется исследование;
3) состоянием знаний
по той или иной проблеме,
квалификацией и опытом исследователя
или
практического работника.
2. Классификация социальных методов
Можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и
методологической
позиций субъекта
в различных видах
метод восхождения от простого к сложному единство качественного и количественного анализа
генетический
метод конкретно-
системно-структурный или структурно-функциональный метод
3.Частные специальные
научные методы — это
Глава IX
ОРГАНИЗАЦИОННО-
1. Сущность управления
в социальной работе
Управление в рамках отдельной организации
представляет собой совокупность следующих
процессов:
формулирование социальной политики и ранжирование се в виде оперативных целей; разработка программы и руководство ее реализацией:
организация финансирования и обеспечения
материальными и кадровыми ресурсами,
руководство деятельностью по налаживанию
взаимодействия между другими организациями
(по вертикали и по горизонтали);
организация и контроль за работой кадров;
выполнение представительских функций и связь
с общественностью;
просвещение, обучение и воспитание;
оценка и внедрение инноваций с целью
повышения эффективности работы.
2. Характеристика
основных методов
управления
Система управления предполагает:
механизм управления — цели, средства, методы,
функции, принципы,
структуру управления
- кадры, технику
управления, организационно-
структуру;
процесс управления — органы управления, технологию, материальную часть органов управления,
рационализацию
системы управления — внедрение
достижений науки в управление, обновление
кадров, совершенствование
Регламентирующие методы — это жесткий тип воздействия.
Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.
Инструктирование
— процесс наставления в устной
или письменной форме. Используется
как метод, с помощью которого
руководитель определяет цели, задачи,
обязанности и права
Распорядительные
(административные) методы используются
для коррекции системы и
Психологические методы
1. Сущность и значение
психологии в
социальной практике
Основная задача, которую ставит перед собой психология, — это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:
— тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;
— - эксперимент — естественный, лабораторный.
2. Характеристика
и специфика применения
психологических методов в социальной
работе
Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:
— психологическое консультирование — психопрофилактическая работа
Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.
Первый тип. Решение социальных задач. 2этических Третий тип. Нравственные задачи. Четвертый тип Собственно психологические задачи,
Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики:
I. Методы аутогенных тренировок. 2. Медитация 3. Гипноз и самогипноз
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Роль педагогики в развитии общества