Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

Педагогическая - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

2. Технология социальной работы по 
регулированию адаптивных процессов

Формы адаптационных процессов

1.Преимущественно    стихийное     протекание

адаптационных    процессов    проявляется    в

неудовлетворенности человека условиями его

самореализации   без  достаточного   осознания

путей выхода из существующего положения.

2.Примерно равное  соотношение стихийных и

сознательных     элементов,     проявляется     в

конструировании        идеальных        моделей

воображаемой

деятельности  без реального их воплощения. 3.Преобладание   сознательных   элементов   и выражается в формировании жизненных  планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.

Глава VII

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ  И МЕТОДИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

1. Сущность и  содержание социальной терапии

Слово  «терапия»  в  переводе  с  греческого

означает «забота, уход, лечение».

Социальная     терапия     тесно     связана     с

психотерапией, в которой используются методы

воздействия на психику.

модели психотерапии:

лечение, манипулирование;        психологическая модель (процесс научения личности); -комплекс      явлений,       возникающих       в ходе      взаимодействия      между      людьми философская модель-.

2.Основные        формы        и методы

терапевтического  воздействия, применяемые в социальной работе

В содержательном аспекте социальны й 
работник, использующий терапевтические 
методы, опирается на достижения психологии, 
психиатрии, психотерапии. Этот

междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность  технологии социальной терапии. В целом  методы социальной (психологической) терапии  основываются на двух формах работы —  индивидуальной и групповой. Технология работы в группе решает следующие  задачи:

исправление, корректировка  цели, когда дело касается поведения  одного или нескольких ее членов;

предупреждение  дисфункций (в случае такой опасности);

обеспечение   нормального   развития   членов

группы, особенно в критические периоды роста;

утверждение личности;

воспитание чувства  гражданственности.

Трудовая терапия

Терапия самовоспитания.

Дискуссионная   терапия   является   основным методом социального работника  и используется регулярно с различными клиентами. Социотералия  -  воздействие  на социальное окружение клиента  с помощью государственных и  общественных организаций. Музыкотералия  — один из старейших методов воздействия  на  психику  человека,  который  может использоваться и в лечебных целях. Арттерапия — лечение искусством. Цветотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия — использование в целях терапии  игры образами. 

Глава VIII

МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Сущность научных  методов и их роль в

практике социальной работы

Социальная работа как система научных знаний 
состоит из двух основных разделов: ,

1) теоретико-методологического, фун- 
даментального, в котором изучается 
методология, рассматриваются закономерности, 
принципы, категориальный аппарат,

2) прикладного, социально-практического, 
управленческого приложения теоретического и 
эмпирического знания к решению практических 
социальных задач.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и  эмпирический материал

Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения 
знаний, выработанных в науках, изучающих 
различные аспекты жизнедеятельности человека 
и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие, 
способствующее качественному изменению 
существующего объекта (субъекта).

Роль того или  иного метода в каждом случае обусловливается  рядом факторов:

1) целью и характером задач, решаемых в ходе 
исследования;

2) наличием материально-технической и 
источниковедческой базы, на основании которой 
ведется исследование;

3) состоянием знаний по той или иной проблеме, 
квалификацией и опытом исследователя или 
практического работника.
 

2. Классификация  социальных методов

Можно   выделить   всеобщие   (философские) методы,   общенаучные   методы   и   частные специальные научные  методы. Всеобщий, или философский  метод понимается как      единство      мировоззренческой      и

методологической     позиций     субъекта     в различных видах деятельности. Одним   из   основных   методов   социального познания       является       всеобщий       метод] материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления    фактов,   событий    и    явлений основывается    на   отражении    в    сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. 2. Общенаучные методы применяются во многих областях  деятельности,   в  том   числе   и   в социальной работе. Среди них следует выделить: метод научной абстракции метод анализа и синтеза метод индукции и дедукции метод единство общего и особенного исторический метод.

метод восхождения  от простого к сложному единство   качественного   и   количественного  анализа

генетический  метод конкретно-социологический  метод методы формализации метод  аналогии

системно-структурный  или структурно-функциональный метод

3.Частные специальные  научные методы — это специфические  способы познания и преобразования  отдельных областей реального  мира, присущие той или иной  конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Глава IX

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Сущность управления в социальной работе 
Управление в рамках отдельной организации 
представляет собой совокупность следующих 
процессов:

формулирование    социальной    политики    и ранжирование се в виде оперативных  целей; разработка    программы    и    руководство   ее реализацией:

организация   финансирования   и   обеспечения

материальными и кадровыми ресурсами,

руководство деятельностью  по  налаживанию

взаимодействия  между другими организациями

(по вертикали  и по горизонтали);

организация и  контроль за работой кадров;

выполнение представительских  функций и связь

с общественностью;

просвещение, обучение и воспитание;

оценка   и   внедрение   инноваций   с   целью

повышения эффективности  работы.

2. Характеристика основных методов 
управления

Система управления предполагает:

механизм управления — цели, средства, методы,

функции, принципы,

структуру управления - кадры, технику 
управления, организационно-штабную

структуру;

процесс управления — органы управления, технологию, материальную часть органов управления,

рационализацию  системы управления — внедрение  достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной  системы управления. Если в качестве критерия или основания классификации  взять функцию, которую выполняют  способы административного воздействия  в реальном управлении, то можно  выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

Регламентирующие  методы — это жесткий тип воздействия.

Организационные методы. Применяются при необходимости  создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной  структуры предприятия, учреждения.

Инструктирование  — процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для  совершенствования организации  и направлены на решение конкретных задач. Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. 

Психологические методы

1. Сущность и значение психологии в 
социальной практике

Основная задача, которую ставит перед собой психология, — это помочь человеку сделать  жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать  помощь и Для этого в психологии используются различные научные  методы и их варианты:

  • наблюдение — внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное;
  • опрос — устный, письменный, свободный, стандартизированный;

— тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;

— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;

— - эксперимент — естественный, лабораторный.

2. Характеристика и специфика применения 
психологических методов в социальной 
работе

Социальная помощь населению оказывается по тем  же направлениям практической психологии:

  • сообщение клиенту объективной информации
  • психологическая коррекция

— психологическое консультирование — психопрофилактическая работа

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента  с целью ее восстановления или  трансформации. Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый   тип.   Решение   социальных   задач. 2этических Третий тип. Нравственные задачи. Четвертый тип   Собственно  психологические задачи,

Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики:

    I.     Методы аутогенных тренировок. 2. Медитация 3. Гипноз и самогипноз

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ        МЕТОДЫ ВСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Роль педагогики в развитии общества

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"