Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Социология".
Выделяют следующие
механизмы социального
изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.
Типы социальных санкций
Санкции
Позитивные (поощрения)
Негативные (наказания)
Формальные (официальные)
Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты
Неформальные (неофициальные)
Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, aплодисменты, улыбка
ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот
Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции.
Типы социального контроля
В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.
Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.
Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях.Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.
Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
16. социологический анализ моделей управления.
Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Выделяют следующие основные модели управления:
-по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
-по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
-по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
-по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
-по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
-по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
-по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
-по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
-по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).
17. три модели социального управления: субординация, реординация, координация.
Субординация- система социальных отношений связанных с иерархией, подчинением одних руководителей вместе с их подразделением, руководителем более высоких уровней.
Содержание субординации является следование установленным правилам взаимоотношений м/у людьми разной иерархичной ступени, внутри трудового коллектива организации учреждения- это субординация. Управление сверху вниз.
Координация- система социальных отношений кот. Проявляется в горизонтальном распределении или упорядоченности соц. Отношений. Управление по горизонтали.
Реординация- система соц. Взаимоотношений кот. Проявляется в вертикальной упорядоченности (снизу в верх) соц. Отношений когда управляющий реагирует на мнения управляемых и должен принимать организационное действие.
18. понятие
внешней и внутренней
Среда управления- объективная ограниченная временем пространством ситуация кот. Свойственен определенный набор типов поведения. Соц. Средой управления являются- люди. С точки зрения социологии среда это не столько географическое понятие в кот. Обитает человек, а СРЕДА ЭТО ситуация в кот. Действует человек или группа.
Соц. Среда включает в себя – 1. Прост-во соц. Действия 2. Участников действия 3.Само содержание действия и его формы. Социальная среда- это комплекс всех перечисленных компонентов задающих спец. программу действии. Внешняя среда- представляет внешнюю ситуацию в кот. находится организация. Изучение внешней среды является частью стратегического планирования. Внутренняя среда- непосредственная ситуация внутренней организации. В современных теорет. Исследованиях среды чаще всего используется управленческий подход к анализу среды. Внешняя среда: экономические, правовые, политические, социокультурные, технологические процессы, которые образуют макросреду. Внутренняя среда: технические, коммерческие, финансовые службы; сфера учета, администрирование, которые образуют микросреду (непосредственное влияние)
19. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия.
любая организация находится и функционирует в среде. В управлении под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. На деятельность организации влияет как внешняя так и внутренняя среда организации. К ситуационным переменным, относящимся к внутренней среде могут быть отнесены цели, стратегия, технология, размер организации, тип персонала, тип организационной культуры. Цели организации. Один из важнейших элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных организации — организационные цели. Важнейшую их роль отмечали практически все исследователи начиная с представителей классической школы. Под целями организации обычно понимается идеальный образ желаемого будущего или планируемый результат. Управление современной организации предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при этом работа с целями — особая область деятельности управленца, который занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в терминах «результат — цена». При этом именно оценка результатов реализации широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной способ оценки эффективности организации. Стратегия организации. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с изменением состояния внешней среды и в той или иной степени учитывает актуальные и потенциальные возможности организации. В ходе реализации исследовательского проекта Дж. Чайлда он пришел к выводу, что именно стратегический выбор, осуществляемый менеджером, предопределяет многие объективные факторы (размер, технологию, меру зависимости от других организаций, влияющих на формирование организационной структуры). При этом ранее сделанный стратегический выбор во многом ограничивает последующие выборы.
20.Управление в условиях агрессивной социальной среды.
Соц. средой управления являются- люди. С точки зрения социологии среда это не столько географическое понятие в кот. Обитает человек, а СРЕДА ЭТО ситуация в кот. действует человек или группа. Социальная среда- это комплекс всех перечисленных компонентов задающих спец. программу действии.
Управление в условиях агрессивной среды.
Фактор понимается как движущая сила развития, указывающая на причину и содержание изменений. Применительно к социальной сфере этот термин обозначает условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.
С позиции управления социальным развитием различают социофакторы, которые косвенно воздействуют на деловую активность и качество трудовой жизни работников, и социофакторы, прямо относящиеся к социальной среде организации. Среди условий, непосредственно определяющих социальное развитие отдельной организации, можно выделить факторы внутренней социальной среды, которые больше проявляют себя в пределах самой организации, среди ее персонала, в ходе осуществления совместного труда, и факторы внешней социальной среды, окружающей работников вне организации, условия жизни, отдыха и т.д. В реальной жизни эти факторы тесно взаимосвязаны.
Факторный анализ
социальной среды организации
целесообразно начать с
Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека. Они включают элементы производственной среды и трудового процесса - технологию, формы организации труда, уровень экономичности используемых технических средств и оборудования; микроэкологию труда, складывающуюся под воздействием как технологических режимов, так и общего состояния окружающей атмосферы; эстетику, внешнее оформление места работы; ориентацию работников на укрепление дисциплины и повышение уровня культуры труда.
Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Это проведение правовых, социально-экономических, организационно-технических, реабилитационных и иных мероприятий, основанное на осознании того, что здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие зависят в большой мере от продолжительности рабочего дня, интенсивности работы, социально-гигиенических и других условий труда, уровня медицинского обслуживания.