Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

sotsiologia_shpory.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

11. социальное  прогнозирование и методы научного  социального прогнозирования.

Прогнозирование – в отличие от планирования имеет вероятностный характер и содержит в себе перспективы и альтернативы развития и управления. Если планирование имеет дерективный характер (обязателен к исполнению), то социальное прогнозирование работает на перспективу. К социоинженерии 1. Социальная диагностика- метод оценки состояния соц. Объекта. 2. Соц. Нормирование- метод исследования разработок нормативов выражающих типичные требования к деят-ти соц. Организации. 3. Соц. Программирование- является разновидностью соц. Планирования при котором детально определяются этапы решения крупных проблем намеченные средства, мероприятия, сроки, ожид. Результаты. 4. Соц. Консультирование- метод совершенствования практики управления и экспертной помощи руководит. В решении стоящих задач. Проводят консультирования профессиональные консультанты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. сущность  и виды социального проектирования.

Проектирование- это общая стратегия деятельности.Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием  понимается деятельность:

•  социально значимая, имеющая социальный эффект;

•  результатом которой  является создание реального (но не обязательно  вещественного) «продукта», имеющего для  подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•  задуманная, продуманная  и осуществленная подростком;

•  в ходе которой  подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

•  через которую  формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей  современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение. Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:

•  Прикладные (результат  выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•  Информационные (предназначены  для работы с информацией о  каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение  информации и представление для  широкой аудитории);

 

•  Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•  Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее  неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

•  Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального  проектирования

- привлечение внимания  воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников  в реальную практическую деятельность  по разрешению одной из этих  проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных  компетенций : навыки «разумного  социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных  навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- закрепление навыков  командной работы;

 

13. социальное  планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности. Планирование социального развития трудовых коллективов составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:

Принцип 1. Способности  и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и  самосовершенствования должны учитываться  в первую очередь.

Принцип 2. Эффективность  социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.

Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности.1

Выработке данных принципов  и проведению социального планирования на предприятии помогает система  трудового права Российской Федерации. Формирование трудового законодательства также принадлежит к первостепенным функциям законодательных органов власти.

 

 

 

 

 

 

14. методы социального  управления.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

1. Социальные  методы. Социальные  методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п. 1.2.  Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении.

1.3.  Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, (системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.  1.4.  Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.1.5. Социально-психологические методы отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

2. Психологические  методы. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

3. Экономические методы. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.

4. Организационно-административные методы. Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

  — прямое административное  указание, которое  имеет обязательный  характер, адресуется конкретным  управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

  — установление  правил, регулирующих деятельность  подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур  административного воздействия;

 — разработка и  внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию  тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному  воздействию;

 — контроль и  надзор за деятельностью  организаций  и отдельных работников.

  Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Подсистемы социального управления: социальный контроль и социальные санкции.

Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Общество располагает  определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые. Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций. Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания. Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами. Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"