Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"
Становление и функционирование
лидеров это объективное и
универсальное явление. «Объективное»
– потому что любая совместная
деятельность нуждается в организации,
выработке наиболее рациональных и
приемлемых путей достижения целей.
Эти функции выполняют люди, которые
пользуются авторитетом. «Универсальное»
– потому что в лидере нуждаются
все виды совместной деятельности людей,
группы, организации, движения. Можно
говорить о лидерах в политике,
бизнесе, науке, искусстве, религии, о
партийных лидерах и т.д. В современной
политологии существует несколько
определений политического
политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;
политическое лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;
политическое лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;
политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
Таким образом, учитывая эти
определения, мы видим, что лидерство
– сложный механизм взаимодействия
ведущих и ведомых. Главными составляющими
частями данного понятия
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во многом объясняется различными видами их деятельности и широким кругом решаемых задач.
Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером.
Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.
Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.
Стиль руководства.
Данная типология
авторитарное лидерство – директивное (приказное) уп-равление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;
либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;
демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.
25. Выборы: сущность
и функции. Принципы
Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.
Выборы проводятся для
осуществления законного
Существуют разные виды выборов:
1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы —
проводятся в связи с
3. выборы депутатов в
порядке ротаций. Могут
4. дополнительные выборы
(довыборы) — назначаются в случае
возникновения вакансий во
5. повторные выборы —
проводятся тогда, когда
Не следует путать повторные
выборы и повторное голосование,
которое проводится в рамках выборов
в случае, когда ни один из кандидатов
не набрал необходимое количество голосов,
и закон предусматривает
Принципы избирательного права — общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Таким образом, принципы избирательного
права являются основополагающими
условиями регулирования
Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании института выборов. Как следствие из этого вытекает закрепление различных принципов избирательного права.
Так, например, для советского избирательного права характерным было «отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании». Такой узкий подход преимущественно сохраняется и в наше время. А.Г. Орлов указывет на существование следующих основных принципов:
Такая концепция искусственно
сужает систему принципов
Существует и боле широкий подход к пониманию принципов избирательного права.
26. Избирательные
системы. Этапы избирательной
кампании в Республике
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Большинство зарубежных исследователей
придают данному термину
В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.
Мажоритарная избирательная система. Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.
Гибридная избирательная система. Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.
Пропорциональная избирательная система. Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Выборы Президента Беларуси — 2010.
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с Конституцией назначила датой проведения президентских выборов 19 декабря 2010 года.
14 – 24 сентября – регистрация инициативных групп по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты.
14 – 26 сентября – выдвижение представителей партий, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в состав территориальных избирательных комиссий по выборам президента.
26-29 сентября – формирование территориальных избирательных комиссий.
14 сентября-18 октября – образование участков для голосования.
3-5 ноября – формирование участковых избирательных комиссий.
30 сентября — 29 октября – сбор подписей за выдвижение кандидатов в президенты.
20 октября — 19 декабря – долгосрочный мониторинг выборов международными наблюдателями.
30 октября — 13 ноября – проверка достоверности собранных подписей.
14-23 ноября* – регистрация кандидатов в президенты.
24 ноября — 18 декабря – предвыборная агитация.
19 декабря – день голосования.
19-29 декабря – подведение итогов выборов.
Результаты выборов могут быть оспорены в вышестоящей избирательной комиссии, а далее — в суде.
27. Средства массовой
информации в политическом
Неотъемлемой составной
частью политики являются массовые коммуникации.
Политика в большей мере, чем другие
виды общественной деятельности, нуждается
в специальных средствах
В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Функции СМИ в политике.
Информационная функция
Образовательная функция
Функция социализации
Функция критики
Контрольная функция
Артикуляция и интеграция
Мобилизационная функция
28. Политическое сознание: сущность, структура, разновидности.