Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Русский органицизм можно  разделить натри составляющих: органическую, механическую и географическую школы.

Органическое направление- отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.

Механическое направление  – довольно редкое в русской социологической  мысли. Его развивал А. Стронин. Он считал, что общество подчиняется законам механики, физики, математики. Общественную модель он строил на основании геометрической фигуры – пирамиды, по его мнению самой устойчивой фигуре. Процессы идут по законам физики и механики.

Географическое направление. Мечникову принадлежит теория трёх этапов развития цивилизации, основанных на географических условиях. По его мнению есть три среды развития цивилизации: речная, морская и океаническая. Самая простая – речная, более сложная морская и венец развития – океаническая.  

40. Эволюционная плюрастическая  теория Ковалевского. 

В социологии Ковалевский  уделял наибольшее внимание:

1) связи социологии  с историческими науками; 

2) сравнительно-историческому  методу исследования,

3) многофакторной  основе общества;

4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Частные науки (история, этнография, право и др.), по мнению Ковалевского, способны дать лишь эмпирические обобщения.

Сравнительно-исторический метод, по мнению Ковалевского, требует  выделять у различных народов  определенные группы, сходные по своим  политическим, юридическим, историческим и т.п. процессам.

Свой принцип плюрализма русский социолог мыслил как продолжение идеи Конта о всеобщей взаимосвязи общественных явлений. В различные эпохи, считал Ковалевский, могут выдвигаться и временно занимать ведущее положение отдельные факторы, которые он рассматривает как объективные причины закономерно развивающегося общества. Ковалевский никогда не отказывался от признания объективного характера социологии.

Важной стороной концепции явилось его положение об историческом характере частной собственности, которое было объективно направлено против буржуазных теорий, провозглашавших вечность частной собственности. Свои взгляды на общину и общинную собственность как предшествующую частной собственности Ковалевский отстаивал в полемике, явной или скрытой, с народниками, с русской государственной школой в истории. Он всегда был принципиальным противником субъективизма в социологии. 
 

41. Психологическое  направление в  российской социологии. 

Владимир  Михайлович Бехтерев. Создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического внушения. Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Наиболее видный представитель этого направления -- Евгений Валентинович Де Роберти. Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. Социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

Он игнорировал  материальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие -- общественные группы -- личность - наука - философия -- искусство -- практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации.

По его мнению, двигателем любого социального явления могут  быть не только научные знания, но и  различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

Николай Иванович Кареев- историк, социолог. Этого видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого российского учебника по социологии. Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии, к социологии минуя психологию. “Между биологией и социологией,-- писал Кареев,-- мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную”.

Общество, по его мнению, это сложная система психических  и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей. Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия привычек, подражания, воспитания.

Одно из центральных  мест в социологической концепции  Кареева занимает проблема взаимоотношений  личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество: один - личность в "прагматической истории", то есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй - личность в культурной истории.

Всех граждан, по его  мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории. "На верхней  ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли".

Социальный прогресс, по Карееву, как общее понятие  включает пять более частных:

- умственный прогресс - воспитание способностей к духовным  интересам;

- нравственный прогресс; 

- политический прогресс - развитие свободы и улучшение  государства;

- юридический прогресс - развитие равенства;

- экономический прогресс - развитие солидарности и кооперации. 
 
 

42. Социологические взляды Лаврова

Осн. методы — позитивистские. 
Социология на его взгляд должна изучать Ч в О. Ч составляет единый организм, имещий биологическое и разумное начало.

Проблемы Ч перерастает  у Лаврова в проблему личности.

Лавров пологал  что Ч как личность мслящая  и нравственная вырабатывает свой идеал  жизни, которому подчиняет свое существование.

Приобретая знания человек выбирает полезные и вредные для него знания. 
1 Личность действует на основе научного знания

2 На основе представлений  того,что справедливо

Ловров так же говорил  что знание + понимание, нравственность и справедливость- двигатель истории. 
Знаня м.б. одинаковые а понятия справедливости разное  => возникает столкновение  интересов , а значит вытекает конфликт(который движет историю)

таким обралом  Лавров отмечает что история делается людьми, обязательно заинтересованными, стремящимися удавлитворить свои матер и духовные потребности.При этом Личность рассматривает исторические процесс, как процесс формирования своего идеала  на протяжении всей истории человечества

Лавров говорил  что Ч бессысленно изучать  вне социума т. к. Ч является как частью П так и О. 

43. Субъективная школа  в российской социологии. 

Итак, основоположником субъективной щколы является Лавров П.Л. Он пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику  именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. 

Роль социолога, по мнению сторонников этого направления, заключается не в бесстрастном фиксировании фактов и критике существующих общественных форм и действий. Социолог прежде всего  должен быть практиком, т.е. стремиться воплотить свои идеи, реально участвовать в общественном прогрессе. В связи с этим социология как наука оказалась подчинена необходимости реализации социалистического идеала. Произошло слияние науки с политической идеологией.  
 

44. Социология культуры  в России. Данилевский

Данилевский отмечал опасную тенденцию растворения интелегенции и дворянства в Западной культуре. Он говорил, что наши западники пытаются втереться в европейскую семью в то время когда европа их активно отталкивает, стремиться вытеснить Россию на Восток. 
Естестественная модель по Данилевскому должна рассматривать разнообразные формы жизни народа, этносов, исходя из их собственных особенностей.

Данилевский выделяет культурно исторические типы (КИТ-планы религиозного, социального,бытового, промышленного, политического, научного,художественного развития). 

Данилевский выделяет след. КИТ в хронолог. порядке:

Египетский

Китайский

Асерийско-вавилонский, финикийский

Симмитичиский

Индийский

Иранский

Греч;Римский

Аравийский

Германо-романский

Цивилиз. Ацтеков и  майя

Перуанский, инки

Виды:

1.Уединенный- не влияют на другие культуры.

2.Приемственный- оказывает влияние на другие культуры. 
 
Не один тип не может развиваться до бесконечности, на смену каждой цивилизации приходит другая.

Данилевский считал что  у каждого народа и цивилизации  своя функция в истории. 

Признаки: 
1 Язык

2.Политическая независимость 
3 Начало цивилизации. 
4. Цивилизации свойственны каждому типу, когда она разнообразна в этнографическом плане 
5. Плод цивилизации долог, рассвет, и продолжительсть коротки. 
 
Д. Отмечал 3 типа взоиможействия:

1. Пересадка культуры  и колонизация. 
2. Прививка или ассимиляция(привитее чужой культуры с целью быстрого развития)

3. Удобрение(позит.  Влияние разных цивилизация на  развивающуюся цивилизацию) 
Цивилизация жива до тех пор, пока жив творческий потенциал. 
Нельзя допустить Европизацию россии..Он считал что европпа гибнет, если в россии будет европ. То она утянет за собой и России.
 

46. Кризис социологии  позитивизма и  распространение неокантианских идей в российской социологии. 

Конец XIX — начало XX вв. характеризуется кризисом эволюционизма  и натурализма, и позитивистские теории оказываются под огнем  критики именно по этим направлениям. Позитивистскую социологию обвиняли в механицизме, схематизме, недооценке «человеческого» фактора, непонимании многообразия форм и вариантов социального развития. Тем самым логика прогресса, исповедуемая позитивистами, также подвергалась критике. Методология исследования –главная черта неокантианства. В основу ставилась личность, и особое внимание обращали на проблемы нормативности, ценности, личности. Неокантианство сделало шаг к осмыслению неопозитивизма. С другой стороны к психологизму. Представители неокантианства: Кистяковский, Хвостов, Петражицкий, Новгородцев и т.д. Они не составляли единого направления и различались по своим теоретическим установкам и профессиональным интересам. Причем некоторые из них в той или иной мере в начале своей научной деятельности испытывали влияние позитивизма, например Петражицкий. Специфику русского неокантианства в социологии составляло в немалой степени то, что многие его представители были по своей профессиональной деятельности правоведами. Социологическая правовая школа во многом и инициировала неокантианский поворот русского обществознания. Еще одна черта неокантианства –психологизм, причем выраженный в различной форме. От скрытого у Кистяковского до почти полного отождествления соц.жизни с феноменом психологического взаимодействия у Хвостова и Петражицкого. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"