Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Велико значение творчества М. Вебера и для современной социологии. В первую очередь, его наследие может применяться в историко-социологических исследованиях. Богатый материал, наработанный ученым, послужит хорошей базой для любого социолога или историка, занимающегося проблемами общественных предпосылок возникновения капитализма, его социальных последствий. Как уже говорилось, концепции М. Вебера актуальны и научны и сегодня. Не менее ценны для современной социологии и методики, которые использовал ученый. Концепция идеального типа в несколько измененным виде может применяться и в 21 веке. Кроме того, к идеям М. Вебера относительно основ государственного устройства, стоит приглядеться и нашим политикам. Ведь принципы образования гармоничного государства неизменны, а М. Вебер подробно останавливался на них. Особенно полезно будет рассмотреть их в связи с разработанным им же теорией о государственном – олигархическом капитализме, многие черты которого налицо в современной России. 
 

24.Методология   социологического  познания Дюргейма

Дюргейм первый теоретически обосновал предмет социологии в соц.сферу. С именем Дюргейма связана институализация социологии как науки. Д. пытается разработать рационалистический опыт соц.исследования. Д. считал что, задача социолога это исследование соц.фактов.

Социология по Д. должна обладать предметом отличным от других наук. А так же предмет должен быть доступен наблюдению так же, как и в точных науках. Соц.факты рассматривал как объективные вещи. Соц.факты оказывают принудительное действие на индивида, оказывают давление на человека, принуждая его к определённым действиям и поступкам. это итог влияния соц.среды. Влияние соц.среды это материальные и идеальные факты.

2 группы соц.фактов .

1 – морфологическая  форма общественного бытия-рыночная экономика.

2-факты соц. сознания (коллективное представление), они лежат в основе морали религии и права. 

Социология  как наука включает 3 части

1-соц.морфология, материальная основа общества.

2 -соц.физиология, духовная основа.

3 - общая социология, основные общие законы, которые движут обществом. 
 

25. Категория социальной солидарности в творчестве Дюргейма

В организованных обществах, солидарность основывается на автономии  индивида и взаимообмена. Коллективное сознание не исчезнет, но ограничивается. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Механическая солидарность(неестественная):

1)-Основана на сходствах  (преобладает в менее развитых  обществах) ;

- Сегментарный тип  (вначале на плановой, затем на  территориальной основе);

-Слабая взаимозависимость(относительно  слабые социальные связи);

-Относительно малый  объем населения;

-Относительно низкая  материальная и моральная плотность;

2)Типы норм (воплощенные  в праве);

-Правила с репрессивными  санкциями; 

-Преобладание уголовного  права; 

3)а) Формальные  признаки коллективного сознания  
-Большой объем ;

-Высокая интенсивность  ;

-Высокая определенность;

-Власть группы  абсолютна;  
б) Содержание коллективного сознания  
-Высокая степень религиозности;

- господство над  интересам человека;

-Приписывание высшей  ценности обществу и интересам общества как целого;

-Конкретность и  легальный характер; 
Органическая солидарность:

1)Морфологическая  (структурная) основа;

-Основана на разделении  труда (преобладает в более  развитых обществах) ;

-Организованный тип  (слияние рынков и рост городов) ;

-Большая взаимозависимость  (относительно сильные социальные  связи);

-относительно большой  объем населения;

-Относительно высокая  материальная и моральная плотность;

2) Типы норм (воплощенные  в праве):

-Правила с реститутивными  санкциями; 

-Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного);

3) а) Формальные  признаки коллективного сознания:

-малый объем; 

-Низкая интенсивность  ;

-Низкая определенность;

-Больший простор  для индивидуальной инициативы и рефлексии;

б) Содержание коллективного  сознания;

-Возрастающая светскость;

-Ориентированность  на человека (связь с интересами  человека и открытость для  обсуждения) ;

-Приписывание высшей  ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости;

-Абстрактность и  общий характер. 
 

26.Методология исследований соц.девиаций в социологии Дюркгейма.

Для изучения необходимо:

1. социальные факты  необходимо рассматривать объективно.

2. рассматривать их не разрозненно, а как классы и группы.

3. выявить и описать  соц.факты и проанализировать.

4. социология должна  стремится к сравнительному способу  анализа. 

 Существует 3 вида самоубийства:

  1. Эгоистическое. Из-за разрыва соц.связей между человеком и обществом. Индивидуальность губит людей.
  2. Альтруистическое. Когда чел-к отделился от общества, в нём легко зарождается мысль покончить с собой, тоже самое происходит, если общественность полностью поглощает его индивидуальность.
  3. Аномические. То, что происходило в 90-е годы. Теряется один образ жизни и не могут приспособится к новым соц.условиям.
 

Дюркгейм считал, соц.неравенство необходимым условием для общества. Неравенство результат неправильного разделения труда.  

  1.    основоположник – структурного функционализма.
  2. анализ общественного труда и соц солидарности.
  3. методология изучения девиантного поведения
  4. изучение роли морали, нравственности и религии в обществе.
 
 

27. Роль религии и  морали в жизни  социума. Э. Дюркгейм. 

Дюркгейм отвергает  определения религии  через  веру  в  бога  (так  как существуют религии без бога), через  веру  в  сверхъестественное  (последнее предполагает   противоположную   веру   -   в   естественное,   -возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и  т.п.  Он  происходит  из того,  что  отличительной  чертой  религиозных  верований  всегда   является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское.  Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь  может  стать священной,  как  необычная,  так  и  самая  заурядная.  Дюркгейм  определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся  к  священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований  и  обрядов,  объединяющих  в одну  моральную  общину,  называемую  церковью,  всех,   кто   является   их сторонниками».

Будучи  порождением  общества, религия укрепляет социальную сплоченность  и  формирует  социальные  идеалы.

Религия - это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем  или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу  -   «реальному»  объекту  всех  религиозных   культов.   
 

28. Значение творчества  Э. Дюркгейма в  истории социологии. 

Влияние его  идей  присутствует  в  самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории до сугубо эмпирических  и  прикладных  исследований. В  самых   разных

странах  мира   формирование   социологии   происходило   под   воздействием дюркгеймовских идей.

 Он  доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к  какой  другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает  столь  же  высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные  явления, она не поддается  произвольному  манипулированию.  Таким  образом,  Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к  обществу  в

социальной практике, важность опоры на  реальные  спонтанные  тенденции  при воздействии на социальные процессы. Дюркгейм видел  в  обществе ту сущность, которая взамен  Бога  санкционирует  и  обосновывает  моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо  сделать  выбор,  -  говорил

он. Вслед за Контом Дюркгейм  рассматривал  общество  главным  образом  как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия  в социологии считается дюркгеймовской традицией.

   

 Он чрезмерно  оптимистично  оценил  реальность  и  перспективы   «органической» солидарности  и  недооценил  вероятность  возникновения  новых   форм   (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах. Известно,  что  разделение  труда  не   только   порождает   социальную солидарность; оно ведет к формированию  специфических  социальных  групп  со своими  особыми,  нередко  конфликтующими  интересами. Очевидно,   что   социальная солидарность  более   «нормальное»   и универсальное явление, чем социальный конфликт.

    Важное  значение в социологии Дюркгейма   имела  трактовка  общества  как преимущественно нравственной реальности. Как и для Конта, социальный  вопрос для  него  был  не  столько  экономико-политическим,  сколько   нравственно-религиозным   вопросом.   Мораль   Дюркгейм   понимал   как    практическую, действенную, реальную силу;  все,  что  не  имеет  серьезного  нравственного

основания, с  его  точки  зрения,  носит  непрочный  и  временный  характер. Поэтому он считал, что политические революции  -  это  кровавые  театральные действа, которые мало что изменяют в социальных  системах.  Для  того  чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения,  они должны выразить и затронуть глубинные нравственные  ценности  и  устремления

общества.

     Дюркгейм  внес важнейший вклад  в понимание общества  как ценностно-нормативной  системы.  Он подчеркивал,  что  социальное  поведение   всегда регулируется  некоторым  набором  правил  ,  которые  являются  одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда,  Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы  зачастую  по-разному

интерпретируют одни и те же  нормы  и  ценности.  Но  он  прекрасно  выразил значение  кризисов,  нарушений  и  пустот  в  ценностно-нормативной  системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

    Дюркгейм  разработал методологические принципы  социологической мышления,

конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения,  наблюдения,

объяснения социальных явлений, научного  доказательства  и т.  д.  Он  внес

вклад в самые разные отрасли социологического  знания:  в общую теорию,  в

частные теории, в  исследование отдельных сфер и  явлений  социальной  жизни:

морали,  права,  отклоняющегося  поведения,  семьи,   воспитания,   религии,

ритуала и т. д.

       В  институционально  -  организационном  аспекте  вклад   Дюркгейма   в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря  ему  социология  во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из первых в  мире,  если не первым, стал читать  лекционные  курсы по  социологии.  В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологические кафедры.

    Дюркгейм  был  основателем  и  редактором  одного  из  первых  в   мире социологических журналов -  «Социологический  ежегодник»  (12  томов,  1898-1913).  Ему   удалось   привлечь   к   сотрудничеству   в   журнале   видных представителей   социальных   наук.   Сотрудники    журнала,    объединенные

приверженностью  дюркгеймовским  идеям,   составили   сплоченный   коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая  школа,  или школа Дюркгейма.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"